Когусоку
Начиная с середины XVI века
японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные
изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер
ведения боевых действий. Сражение этого периода - уже не грандиозный турнир, а
столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед
коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок,
стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копецщиков во
мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного
становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла
численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси,
но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной
тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и
дешевле. И в XVI веке появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы
знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. Широкое распространение получает его
сокращенная форма когусоку, состоящая только из грудной пластины, набедренника,
наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых
солжат-пехотинцев асигару ("легконогие").
В результате всех этих перемен
складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку,
известная под названиями когусоку и коси-но мавари ("окружающее поясницу"). По
сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам
по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты
противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую;
разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено, шейные позвонки. В
когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не
прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища),
паха (удар типа "апперкот" под "юбку" доспеха), колена (удар ребром стопы) и
т.п. Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который был силен
духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться побеждать более
сильных и рослых противников за счет ловкости и техники.
Когусоку в тот период не
вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили
тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В результате многие
школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером
такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четок разграничивается
уровень асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется
еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с амлыми
подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции
японской борьбы.
Дзю-дзюцу
С окончанием междоусобных войн в
начале XVII века в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были навсегда
уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без
оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в
прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы
бесчисленных интерпретаций.
XVII век стал временем активного
осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника
борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В
результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя
дзю-дзюцу (известна также под названиями явара, ва-дзбцу, тай-дзюцу и т.п.).
Это название, буквально
обозначающее "искусстов мягкости", полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу
легла идей одоления противника - безоружного или вооруженного - при помощи
упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе
своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить.
Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя
жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив
препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу
противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое
усилие - вот сущность дзю-дзюцу.
Легенды утверждают, что впервые
сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма
Сиробэй (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в
Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых
приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он
основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда.
Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики
отвернулись от Акияма. Через четыре года после открытия своего доозё врач закрыл
его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации.
Как рассказывает легенда,
однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание
привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих
деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура)
стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее
упругих ветвей. Говорят, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил
озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и
губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее
себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и
податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел
увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и
создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название
Ёсин-рю.
www.single-combat.ru