Включают
в себя два раздела — общие и специальные. К общим подготовительным действиям
относятся строевые приемы и упражнения, развитие физических качеств,
гимнастические и акробатические упражнения, правила поведения. 58 упражнений
гимнастики дзюдо, изображенные в данной книге, это лишь небольшая часть общих
подготовительных упражнений.
Действия
правильного поведения, ритуалы дзюдо улучшают организацию обучения, общую
культуру, высокие нравственные и этические нормы поведения занимающихся в
спортивном зале и вне его.
Из
строевых приемов и упражнений осваиваются построение и перестроение на месте и в
движении, передвижения в строю, размыкания и смыкания.
Осваивая
подготовительные действия, необходимо уделять внимание развитию физических
качеств занимающихся, уровень развития этих качеств имеет непосредственную
теснейшую связь со способностью осваивать технику дзюдо.
При
освоении новых движений развивается ловкость. Регулярные трех-пятиразовые
занятия в неделю повышают функциональные возможности. Большая доля времени
тренировочного занятия отводится на выполнение упражнений на растяжение и
гибкость. Особое внимание должно уделяться укреплению отдельных групп мышц.
Укрепив мышцы стопы, ног, выполняя различные прыжковые упражнения, занимающимся
будет легче освоить правильную стойку. Упражнения в переносе веса тела с одной
ноги на другую на месте и в движении помогают осваивать передвижение с
сохранением стойки. Укрепление мышц спины и брюшного пресса (особенно косых
мышц) позволит в дальнейшем без особых трудностей осваивать способы выведения из
равновесия. Выполняя прыжковые упражнения в равновесии на одной ноге с
различными махами свободной ногой, занимающиеся получают начальные навыки
основных действий. Необходимость выполнения упражнений на согласованность
движений верхней и нижней части туловища очевидна.
На этом
этапе освоения подготовительных действий предлагается освоить следующие элементы
акробатики:
— кувырок
вперед и назад в группировке;
— кувырок
назад с выходом в стойку на руках;
—
полет-кувырок через препятствия;
— кувырок
с разведением ног в стороны (начинать обучение кувыркам необходимо с группировки
лежа на спине);
—
переворот боком («колесо»), левым и правым боком;
— стойка
на голове, на кистях, на лопатках;
— подъем
разгибом;
—
поперечный и продольный шпагат;
—
переворот вперед, прогнувшись с рук, плеч, головы, а также через партнера,
стоящего на коленях в упоре на руках;
— рандат
с разбега, фляк с места и разбега;
—
упражнения на равновесие («ласточка», «флажок» и т. д.).
Осваивая
гимнастические и акробатические упражнения, занимающиеся приучаются выполнять
все точно и красиво. Использование гимнастической терминологии облегчит
дальнейшее обучение. Требование внимательного отношения, точного исполнения даже
простейших упражнений и движений вырабатывает необходимый подход к изучаемому
материалу.
Освоение
материала создает возможность определения способности усваивать новые движения,
что может стать одним из критериев отбора.
Одновременно с освоением акробатических элементов необходимо упражняться в
специальных упражнениях: «мост» на голове руках, забегания на «мосту»,
перевороты из положения на «мосту» в упор, лежа на голове и т. д. Эти упражнения
укрепляют мышцы шеи и способствуют подвижности в суставах позвоночника. Вместе с
освоением шпагатов (продольного и поперечного), необходимо освоить пять позиций
классического танца. При изучении позиций мало научить их делать с поддержкой за
опору и без нее, необходимо уметь выпрямлять ноги и приседать, не отрывая пяток
от пола и держа бедро во фронтальной плоскости, что достигается выворотностью
ног.