В противоположность косики-но ката, где почти все
приемы, вопреки цветистым названиям, олицет-воряют классическую технику
спортивного дзю-до, комплекс боевых приемов (кимэ-но ката) построен на широком и
разнообразном применении ударов, главным образом в голову и живот.
Некоторые удары типа цуки-коми, кири-коми или
нуки-какэ, хотя и ис-полняются голыми руками, теоретически предполага-ют и
наличие оружия. Сам Кано требовал от учеников безукоризненного знания всех
девяти ката. В начале и в конце каждой тренировки он обычно давал "комплекс
мягкости" (дзю-но ката), для которого особенно характерны мягкость движения и
плавность переходов.
В ката основатель Кодо-кана видел модель
гармонического развития жизненных процессов, направленного на достижение
"взаимного благоденствия". Что же, собственно, подразумевалось под "взаим-ным
благоденствием"? Вот как трактовал сам Кано второй кардинальный принцип своего
учения: "Наиболее результативное приложение силы при-менительно к оживлению и
совершенствованию об-щественной жизни, так же как и в деле достижения гармонии
тела и духа путем изучения правил нападе-ния и защиты, требует прежде всего
порядка и согла-сия между всеми членами общества, а этого можно добиться лишь за
счет взаимопомощи и взаимных уступок, ведущих к взаимному благоденствию".
Таким образом, конечной целью дзю-до Кано счи-тал
воспитание человека в духе уважения принципа "взаимного благоденствия",
укрепление тела и духа каждого во имя совместного процветания. Рассуждая
логически, наиболее результативное приложение силы можно рассматривать именно
как способ дос-тижения взаимного благоденствия, но Кано был склонен к иной
интерпретации своего учения: "Если подходить к вопросу с точки зрения
глобального единства и связи вещей, то цель, взаимное благоден-ствие, также
следует отнести к средствам, а именно к наиболее результативному приложению
силы.
Хотя здесь, казалось бы, два различных понятия, в
сущности они воплощают одну и ту же доктрину - о все охватном единстве, в
котором наиболее результативное приложение силы распространяется на все сферы
человеческой деятельности - и более ничего". Бесспорно, взаимное благоденствие
не может вытекать непосредственно из практики дзю-до, тем более нынешнего
спортивного дзю-до. Этот благородный утопический идеал скорее соотносится с
классическими даосско-буддийскими положениями, издавна манившими мастеров кэмпо
и заключенными в таких магических формулах, как "нераздельное единство мягкости
и твердости" (дзю-го ити не) или "Слияние воедино неба и человека" {тэн-нин
гоицу), в которых также находит отражение идея всеобъемлющей гармонии.
Многие мудрецы с равным успехом пытались
наставить на путь истинный человечество, избавив его от страданий и невзгод, но,
быть может, даже один человек, достигший высот совершенства, оправдывает
появление учения? Сто лет назад первые ученики Кодо-кана кровью расписывались
под уставом школы: "Будучи принят в Кодо-кан, я не оставлю занятий без важной
причины; я не посрамлю своей школы; без разрешения не стану рассказывать и
показывать преподанных мне секретов мастерства; без разрешения не стану обучать
дзю-до; вначале как ученик, затем как наставник всегда буду неотступно следовать
правилам до-дзё."
Сегодня эти клятвы стали достоянием истории.
Дзю-до перешагнуло узкие рамки школы, выйдя на всемирную олимпийскую арену. Но
миллионы людей во всех уголках планеты воплощают в жизнь завет-ную мечту Кано
Дзигоро, мастера воинских искусств и замечательного философа, писавшего под
псевдонимом Киити Сай - Вместилище Единства.