Дзюдо - один
из самых молодых видов восточных воинских искусств, ему чуть больше ста лет.
Рождение
дзюдо не случайно совпадает по времени с эпохой величайших перемен в
политической и экономической жизни Японии. В 1868г. под натиском сторонников
радикальных реформ рухнула феодальная система правления, в стране начались
буржуазные преобразования в самых различных областях общественной деятельности.
Огромное количество самураев, чьей профессией являлась военная служба у дайме
(крупных феодалов), осталось без работы. Многие из них переквалифицировались в
учителей, врачей, инженеров. Однако те, кто не захотел менять профессии, стали
преподавать искусство ведения поединков широким массам. Различные школы и
направления безжалостно соперничали друг с другом, охотно прибегая к физической
расправе с противниками. Рядом с настоящими мастерами благополучно уживались
шарлатаны и дилетанты. Такое положение вещей привело к профанации дзюдзюцу. Это
послужило толчком к новому витку в развитии воинских искусств, который
неразрывно связан с именем Кано Дзигоро - основателя современного дзюдо.
Отпрыск
небогатого самурайского рода, Кано Дзигоро родился в маленьком приморском
городке Микагэ, недалеко от Киото. Окончив среднюю школу, Кано поступил в
Токийский имперский университет. В студенческие годы он впервые стал
задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. Окончательное
решение посвятить дзюдзюцу созрело у юноши только к восемнадцати годам - возраст
уже весьма почтенный для начала занятий любым спортом. Тем не менее Кано, не
отличавшийся идеальными физическими данными, сумел в короткий срок освоить
трудную технику захватов и бросков. Основы мастерства Кано перенял у наставника
Яги Тэйноскэ. Затем он последовательно обучался у признанных авторитетов школ
Тэнсин синъе-рю (школа Истинной сути души Неба) и Кито-рю (школа Подъема и
ниспровержения). Окончив университет, Кано Дзигоро поступил в высшую школу
пэров, привилегированное учебное заведение, открывавшее доступ к важным
государственным постам. Но любовь к воинским искусствам оказались сильнее, и в
1882 году Кано открыл при храме Эйсе в Токио собственную школу Кодокан (Дом
постижения Пути).
История
Кодокана полна драматических эпизодов. Первые годы становления дзюдо были
заполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой с многочисленными
конкурентами. За какие-нибудь пять лет школа доктора Кано завоевала всеобщее
признание. Глубина философских идей ее основателя, благородство поставленной
цели -воспитание гармонично развитого человека, достойное поведение учеников -
все это вызывало симпатию простых людей. Однако старые школы дзюдзюцу стали с
удвоенной силой отстаивать свои права, стремясь любыми способами
дискредитировать новое учение. Развязка наступила в 1886 году, когда власти
приняли решение упорядочить систему преподавания боевых искусств в стране и
выбрать в качестве эталона единственную, наиболее эффективную школу. Был
назначен день проведения решающего матча между старой и новой школой. В
командных состязаниях приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В
тринадцати схватках воспитанники Кано одержали победу, две окончились вничью.
После этой победы дзюдо стало широко применяться в программах подготовки полиции
и армии Японии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных
заведений.
Считается,
что технический комплекс приемов Кодокана был завершен в 1887 году, и в течение
десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией дзюдо, и в особенности над
морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Кано продолжал
работать еще многие годы. Анализируя биографии мастеров дзюдзюцу, изучая
старинные книги, посещая занятия в других школах, он пришел к созданию философии
дзюдо. Окончание этого труда ознаменовалось созданием в 1922 году Культурного
общества Кодокан (Кодокан бунка кекай), лозунгами которого стали заповеди Кано:
"Наиболее результативное приложение силы" (Сэйрэку дзэнъе) и "Взаимное
благоденствие" (Дзита кеэй).
Поясняя
физические предпосылки своего учения, Кано писал: "Дзюдо означает Путь мягкости,
податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как
дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо", и далее:
"Принцип максимально эффективного использования тела и духа является
основополагающим принципом, который направляет всю технику дзюдо. Однако в нем
заключено нечто большее. Тот же принцип может быть применен для исправления
дефектов и совершенствования человеческого тела, для того, чтобы сделать
человека сильным, здоровым и приносящим, пользу обществу. Это составляет суть
физического воспитания. Данный принцип может быть использован и для улучшения
питания, одежды, жилища, общественных отношений, способов делопроизводства,
становясь, таким образом, школой жизни... Итак, дзюдо, в широком смысле слова,
есть наука и методика тренировки тела и духа, равно как и урегулирования всех
жизненных процессов".
cheljudo.ru