Китайские
влияния
Как видим, в этой легенде
говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы послужило боевое
искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние
на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли
разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих
захватов.
Немалый вклад в
совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее
известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший
японских воинов с боевым искусством Шаолиня.
Чэнь Юаньбин родился в 1587 году
в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил
на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616).
Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в
качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к
князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье
ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На
месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи,
ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали
три ронина (бродячих самурая) - Фукуно Ситироэмон, Исогаи Дзиродзаэмон и Миура
Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя обучение у китайского
мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений
сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю
дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали
собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других,
благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров
бу-дзюцу.
Однако Чэнь Юаньбин не был
первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. По свидетельству хроник
Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие
из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец,
известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после своего
прихода в монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному бою и
искусству владения палкой, и добился такого уважения у китайских собратьев, что
был допущен на занятия главного наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня,
который впервые в истории монастыря передал иностранцу секреты техники боя с 18
каноническими видами оружия.
В мае 1327 года в Шаолинь пришел
сын Дачжи, принявший монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три
года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем,
упросили настоятеля разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет,
благодаря чему он получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного
искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.
В 1347-1379 годах в Шаолине
обучался японский монах, известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В
"Хрониках Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке
и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего
монаха, к тому же он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого
искусства".
Расцвет и
упадок дзю-дзюцу
В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу
достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло
рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью
выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю,
Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю,
Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин
Синъё-рю, Ягю Синган-рю.
Во второй половине XIX - начале
XX веков, в период крушения традиционной самурайской культуры и буржуазных
преобразований, многие старинные школы дзю-дзюцу оказались на грани вымирания.
Часть из них изменили себя в угоду времени - так появились на свет популярные
ныне дзюдо и айкидо. Однако традиции классического дзю-дзюцу "древних школ"
(корю) благодаря истинному подвижничеству немногочисленных энтузиастов все-таки
не пресеклись. В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по
сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как
часть национального достояния.
www.single-combat.ru