Это
действия, способствующие реализации техники в условиях обоюдного сопротивления.
От
обычного овладения приемами дзюдо и умения выполнять их без сопротивления до
применения их в условиях обоюдного сопротивления лежит большой и длинный путь
совершенствования. Зачем нужны способствующие действия и откуда они происходят?
Дело в том, что если бы соперник в схватке не сопротивлялся, то способствующие
действия были бы не нужны. Их наличие происходит от защитных действий,
применяемых соперником, преодоление которых требует способствующих действий.
Можно
изучить десятки приемов стоя и лежа, а в схватке не уметь их применять. На
практике зачастую так и бывает, годами отрабатывается классическая техника, а в
борьбе лучше получаются «корявые» приемы из-за того, что применять приемы в
борьбе — значит овладеть способствующими действиями. Их нельзя отделять от
понятия техника дзюдо, они ее часть, и имеют теснейшую связь с тактикой, поэтому
на этапе совершенствования должны рассматриваться как тактико-технические
действия. Для их совершенствования существует много различных форм тренировок,
но одной из основных является моделирование ситуации с использованием
специальных заданий.
На
практике тренеры уделяют много времени и внимания процессу совершенствования
техники, а имея четкие представления о способствующих действиях, он становится
процессом творческого поиска и изобретательности.
Тактико-техническая подготовка может частично изменяться в связи с изменениями в
правилах о соревнованиях с достижениями и открытиями в различных областях науки,
с дальнейшим совершенствованием методики подготовки, но сама техника остается
неизменной.
По мере
овладения способствующими действиями увеличивается коэффициент эффективности
применения тактико-технических действий (Кэ).
количество оцененных действий*100
Кэ=-------------------------------------(в
процентах).
количество всех попыток провести прием
В связи с
тем, что процесс совершенствования очень длительный и многогранный, а тема,
раскрываемая на этих страницах, ограничена названием, в этой главе будет дана
характеристика только небольшой части способствующих действий, которым
необходимо уделять дифференцированное внимание уже на начальном этапе обучения
технике.
Для
удобства, чисто условно (возможно и другое деление), все способствующие действия
разделены на девять групп:
1)
действия в улучшении устойчивости;
2)
действия в перемещениях;
3) в
захватах;
4) в
выведениях из равновесия;
5) в
комбинировании приемов;
6) в
использовании ситуации (ситуационные);
7) в
применении тактики;
8) в
борьбе лежа;
9) в
оказании первой помощи и профилактике травм.
На рис.
61 показана двухступенчатая схема начального овладения техникой приема, из
которой видно, что прежде чем выполнить бросок, необходимо провести подготовку
атаки, которая включает в себя подготовку как ТОРИ, так и УКЭ. То есть ТОРИ
занимает для броска стойку, выполняет необходимые действия в захватах и входит в
контакт с УКЭ. Такими действиями ТОРИ принуждает УКЭ к занятию подходящей
стойки, нарушает его защиту и выводит из равновесия. На второй ступени в
результате проведенной подготовки происходит нарушение равновесия, подбив, отрыв
от татами, определяется направление броска, бросок и падение. Вместе с тем ТОРИ
выполняет страховку, преодолевает защиту упавшего УКЭ, оценивает ситуацию и
выбирает действия лежа. Если этим схватка не заканчивается, то начинается
подготовка следующей атаки.
Из схемы
хорошо видна роль и объем способствующих действии. Без овладения действиями
первой ступени будет преждевременным приступать к овладению действиями второй
ступени.