Общеизвестно, что все
современные виды борьбы произошли от древних систем самообороны без оружия. В
древности жизнь людей проходила в жестокой борьбе за существование, но не всегда
под рукой было оружие, так что часто единственным и необходимым средством защиты
был бой с применением ударов руками и ногами, бросков, болевых воздействий на
суставы, удушений и т.д., т.е. используя все возможности тела. Бороться
приходилось против одного или нескольких противников, зачастую вооруженных.
Но постепенно с развитием в
Европе техники вооружения и соответственно с относительным уменьшением его цены
и ростом доступности значение методов самообороны без оружия отходит на задний
план. Исключив все приемы, которые могли бы привести к травмам и увечьям, эти
методы используют для развития силы, выносливости, ловкости и других физических
качеств, укрепления здоровья и воспитания молодежи. Начинается становление
спортивной борьбы.
Но на Востоке, особенно в Японии
и Китае, где темпы технического развития были намного ниже и оружие стоило очень
дорого, являясь привилегией богатых феодалов, эти методы самообороны не умерли,
а наоборот, развились до уровня искусства.
Один из этих методов - каратэдо.
Необходимо сразу же внести
ясность: каратэдо не было создано одним человеком или даже одним народом. Всем
техническим разнообразием эффективных рациональных движений, отработанных до
мельчайших деталей, мы обязаны опыту и размышлениям многих поколений бойцов,
принадлежащих к разным народам.
Деятельность некоторых мастеров,
имена которых дошли до нас, имела большое значение для каратэдо как в отношении
их личного вклада в развитие техники, так и в области их педагогической работы,
главный смысл которой заключался в распространении основных принципов каратэдо.
Эти принципы вырабатывались на протяжении многих лет в реальных боях и в
изучении опыта поединков. Затем путем сравнения различных подходов к технике и
методике синтезировались общие принципы, которые получили название "каратэдо"
лишь в начале XX века. Процесс формирования принципов каратэдо шел со все
увеличивающейся скоростью в течение более чем 2000 лет, и этот процесс, который
в современный период развития каратэдо проходит в основном под влиянием японских
мастеров, не завершен еще и сейчас. До сих пор существуют разногласия между
различными стилями каратэдо по вопросам техники, методики, судейства
соревнований и т.д. Есть даже школы, вообще не признающие спортивного каратэ. Их
представители считают, что из-за ограничений, налагаемых спортивными правилами,
спортсмены совершенствуют только небольшой набор технических приемов, сводя
поединки к нудному и шаблонному обмену однообразными ударами и тем самым лишая
каратэдо его эффективности, разнообразия и красоты, его духа. Сторонники же
спортивного каратэ инкриминируют им замыкание лишь на условных поединках,
которое может привести к утрате чувства реальности.
Но если подойти к этому вопросу
объективно, то между участием в спортивных соревнованиях (Сиай-кумитэ) и
занятием условными поединками (Дзию-кумитэ) нет противоречия - они дополняют
друг друга. Условные поединки являются прекрасной школой технического и
тактического мастерства. Спортсмен не механически отрабатывает одну-две
шаблонные комбинации, предложенные ему тренером, а изучает все многообразие
техники каратэдо и уже потом выбирает и совершенствует те приемы, которые
импонируют его психической индивидуальности и соответствуют его физическому
развитию (Токуй-вадза). Смысл же спортивного соревнования заключается в том, что
спортсмен должен проявить в нем максимум физических и психических усилий.
Спортивное каратэ руководствуется лишь критерием эффективности в спортивном бою
при регламентированном судействе. Победитель в соревнованиях, где участвуют
сильнейшие спортсмены, своей победой, несомненно, доказывает превосходство
собственной техники и тактики, демонстрирует физическую выносливость и волю к
победе, т.е. проявляет необходимые для победы спортивные качества.
Сейчас спортивный вариант
каратэдо распространен во всем мире. Им занимаются миллионы человек. Во
Всемирную федерацию каратэдо (ВКФ) входят 164 страны. Начиная с 1970 г. каждые
два года проводятся чемпионаты мира, ежегодно - чемпионаты Европы, Азии,
Америки, национальные первенства.
Спортивные соревнования
взаимообогащают стили каратэдо, поскольку разные школы стремятся показать свои
самые лучшие стороны. В этих условиях происходит сглаживание различий между
стилями. Эффективные приемы, считавшиеся отличительной особенностью одной школы,
берутся на вооружение другими. Этот процесс универсализации техники каратэдо -
естественный и неизбежный. Сожалеть можно лишь о том, что зачастую он
сопровождается обеднением технического арсенала каратэдо.
Нередко быстрые успехи в
соревнованиях создают у спортсмена ложное впечатление, что все в каратэдо им уже
достигнуто. Дойдя до определенного уровня, он останавливается в своем развитии,
удовлетворяясь лишь оттачиванием небольшого набора технических и тактических
приемов, нередко поощряемый в этом своим тренером, которому зачастую необходим
сиюминутный результат. Излишне говорить, что от такого натаскивания не только
теряется зрелищность соревнований, но и страдает сам спортсмен, утрачивая
интерес и к тренировкам, и к выступлениям на состязаниях. И если на
соревнованиях на общем однообразном фоне гяку-дзуки (разноименный удар кулаком)
и маваси-гэри (удар ногой по дуге) вдруг кто-нибудь из спортсменов выполнит
неординарную комбинацию, например атаку с броском и последующим завершающим
ударом, то зал взрывается аплодисментами, причем аплодируют не только зрители,
но и спортсмены, тренеры, судьи. Поэтому хороший спортсмен в союзе со своим
тренером должен постоянно искать и осваивать новые эффективные приемы и
тактические разработки, которые позволят ему не только выигрывать соревнования,
но и демонстрировать эффективность, разнообразие, красоту и зрелищность каратэдо,
тем самым доставляя удовольствие зрителям и испытывая удовлетворение от сознания
того, что все поиски, размышления и усилия были не напрасны.
Техника каратэдо очень
разнообразна, включает в себя огромный арсенал различных технических приемов.
Кроме всевозможных стоек, позиций, передвижений, ударов и защит руками и ногами
сюда входят броски, уходы и уклоны, болевые воздействия на суставы и точки,
приемы удушения, а также знание методов формообразования естественного оружия,
местоположения жизненно важных центров, принципов дыхания и реанимации.
Немаловажную роль как в
спортивном, так и в прикладном каратэ играют броски. В серьезной литературе по
каратэдо имеются ссылки на старых мастеров, которые рекомендовали классическую
схему контратаки: защита - удар - бросок - завершающий поражающий удар. В
спортивном каратэ бросок с последующим точным завершающим ударом не оставляет ни
у судей, ни у зрителей никаких сомнений в победе в данной схватке спортсмена,
выполнившего эту комбинацию, и по правилам соревнований приносит ему Иппон
(очко). Во время падения и в первые мгновения после него соперник ошеломлен и не
способен эффективно защищаться, что дает его противнику возможность прицелиться
и провести точный концентрированный удар в незащищенную зону. К тому же
спортсмен, раз "попав на бросок" и проиграв очко, начинает остерегаться своего
противника, ожидая проведения второго броска, что дает тому тактическое и
психологическое преимущества.
В прикладном каратэ броски имеют
еще большее значение: во-первых, сам бросок на землю или на пол потрясает
противника, а во-вторых, тело, лежащее на жесткой поверхности, при нанесении
удара не амортизирует, при этом резко возрастает возможность поражения и
быстрого завершения боевой схватки.
Доцент Ю.Л. Орлов