Этика -
это роскошь вчера, необходимость сегодня,
единственное условие для выживания завтра.
Этикет
— установленный порядок поведения — очень важен в КАРАТЭ-ДО. Этикет пришел в
КАРАТЭ-ДО из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и
догмами морали. Положения морали легли в основу "БУСИ-ДО" — кодекса самурайской
чести, который и сейчас определяет поведение каратэка. Кодекс БУСИ-ДО сводится к
5 ключевым установкам:
I.
Верность
а)
верность народу и любовь к отечеству;
б) любовь
к родителям и привязанность к братьям;
в)
усердие.
II.
Вежливость
а)
уважение и любовь;
б)
скромность;
в)
утонченность.
III.
Мужество
а)
храбрость;
б)
твердость и хладнокровие;
в)
терпеливость и выносливость;
г)
находчивость.
IV.
Правдивость
а)
прямота и искренность;
б) честь;
в)
справедливость.
V.
Простота
а)
простота;
б)
скромность и чистота.
В
КАРАТЭ-ДО эти положения нашли отображение в четко разработанной церемонии (ШИКИ):
— При
входе в зал (ДОДЖО) все делают ДОДЖО-РЭЙ — РЭЙ залу, выражая тем самым уважение
даже к месту, где они постигают КАРАТЭ-ДО;
— В
начале и в завершение тренировки делается ШИКИ, где тремя РЭЯМИ ученики выражают
уважение:
"ШОМЭН-НИ-РЭЙ"
— основателям КАРАТЭ-ДО, основателю школы;
"СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ"
— своему учителю;
"ОТАКАЙ-НИ-РЭЙ"
— своему труду на тренировке.
—
Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу
делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.
Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках
вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в
воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других
сторон личности.