Каждый настоящий мужчина хоть раз за свою жизнь ходил с
фингалом под глазом. Но, получив "фонарь", мало кто задумывался, почему у нас в
драке чаще всего бьют именно рукой в лицо. И почему при обиде сами собой
сжимаются кулаки.
Способность драться заложена в генетическом коде человека.
На Востоке чаще бьют ногой, африканцы пускают в ход зубы, американцы используют
то, что находится под рукой, - вспомните любой боевик с потасовкой в баре или
ресторане. Драка на кулаках, или кулачный бой, - чисто русское изобретение,
насчитывающее много столетий и являющееся целым пластом жизни, от которой
невозможно отделить культуру русского народа. И как это ни покажется
парадоксальным, обилие фингалов и жестоких драк сейчас связано с потерей этой
традиции кулачного боя. Именно к такому выводу и пришли в Союзе кулачных бойцов
России. Что-то мы о таком не слышали? - скажут читатели. Я, честно говоря, тоже
был удивлен, когда в редакцию "Комсомолки" пришел москвич Александр Аргунов.
- Сейчас в Союзе кулачных бойцов России насчитывается около
1,5 тысяч человек. Штаб-квартира расположена в Воронеже, филиалы - в Риге,
Старом Осколе, Москве. Столь ограниченный круг вовсе не говорит о том, что к
кулачному бою нет никакого интереса. Просто мы не спешили - необходимо было
сначала собрать по крупицам те традиции, которые существовали на Руси вплоть до
начала этого века. Для этого нам пришлось перевернуть массу литературы. Провели
несколько экспедиций по тем деревням и станицам, где еще живут старики, помнящие
кулачный бой в исполнении своих дедов и отцов. Узнавая, что мы им интересуемся,
многие плакали - слишком большое место в жизни российских людей занимали
единоборства.
После проведенных исследований стало ясно, что существовало
три направления кулачного боя: крестьянское, казачье и городское...
По мере того, как Александр выкладывает мне свою концепцию
возникновения и развития русского кулачного искусства, передо мной встают
картины современных "боев", в которых мне так или иначе приходилось участвовать.
Все свое детство и юность я летом жил на даче, где у нас
возникали постоянные стычки с деревенскими мальчишками. По мнению родителей, те
были отпетыми бандитами, поэтому после каждой потасовки мы возвращались домой
как герои. Но только теперь я понял, что если мы дрались от нечего делать, то
крестьянские дети лишь отстаивали свои территориельные владения, куда мы,
городские, так и норовили залезть и напакостить. Оказывается, что в Центральной
России, где плотность населения достаточно велика, за земельные наделлы, луга,
леса борьба шла всегда. Правда, надо отдать должное - проходили эти стычки без
особой жестокости: биться насмерть со своими соседями, которые тебя не раз
выручали, было просто бессмысленно. "Разборки" внутри деревни были и вовсе
редкостью и походили больше на семейный скандал, все так или иначе были
родственниками. Именно поэтому крестьянский стиль кулачного боя был менее
жестоким и более изощренным (главное - не убить, а проучить соперника).
Совершенно другой смысл в кулачный бой вкладывали казаки.
Для них он являлся необъемлемой составной частью боевого искусства. Но драться
на кулаках у казаков считалось дурным тоном, "лучше" было зарубить шашкой, чем
ударить рукой. Воины-профессионалы делали упор на владение оружием. Существовал
и своеобразный казачий спецназ - пластуны, или выездные казаки, как их еще
называли. Их искусство, в том числе и бой голыми руками, преподавалось в школах,
а также передавалось из поколения в поколение. О смелости этих людей ходят
легенды: как в одиночку проходил через немецкий окоп, вырезал целый взвод
солдат. Не меньшим геройством считалось проскочить и сквозь конную сотню. Для
этого, кроме силы, необходимы были необычайная реакция, верткость и ловкость,
что тоже становилось достоянием кулачного боя. Техника удара казака в кулачном
бою шла от владения оружием.
В городах, где сливались два направления - крестьянский и
казачий, - дрались наиболее жестоко и целенаправленно. Люди, переезжавшие из
деревень в город, должны были заявить о себе. Авторитет приходилось зарабатывать
в уличных баталиях. Традиции городских боев, хотя и с большими изменениями,
дошли и до наших дней. К примеру, еще лет 15 назад в Москве Ленинский проспект
был границей двух враждующих микрорайонов, и заходить на другую территорию было
очень опасно. В Казани драки район на район существуют и до сих пор, о чем
писалось не раз. Но если сейчас это стало привелегией бандитов и шпаны, то
раньше постоять за честь улицы выходили уважаемые горожане. В зависимости от
состава населения и архитектуры в различных городах существовала и разная
техника уличного боя. В Москве, где раньше были узкие улицы, сложися свой стиль,
про который говорили: "Москва бьет с носка". Иначе дрались в Петербурге,
Воронеже, Старом Осколе, Орле...
Но находились и смельчаки, выходящие сращу против
нескольких соперников. Мы с Александром смотрим видеокассету, где показан
подобный показательный бой - кулачный боец проходит через тройной заслон
соперников за шесть секунд. Правда, он получает несколько чувствительных ударов,
но и трое из пятнадцати противников остаются лежать на земле.
И все же никакую уличную драку не сравнить с боями
профессионалов, которые устраивались по праздникам (Масленичные бои, Троицкие
бои, бои на Илью Пророка...)
В эти дни вокруг кулачных площадок собирались тысячи
человек. Победить здесь считалось крайне престижно - чемпион становился
настоящим героем. Но и рисковать приходилось многим - бойцы-профессионалы знали
все болевые точки, могли убить человека с одного удара. Причем в кулачном бою
разрешалось бить любой частью тела: рукой, ногой, головой. В правилах лишь
оговаривалось: "тяжелого в руку не брать, до смерти не бить".
Для того чтобы представить себе рисунок того боя, сразу
отбросьте все современные виды единоборств: бокс, каратэ, таэквондо... Кулачные
бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на
Руси проходят зимой. Поэтому на подобные поединки выходили в валенках и
полушубках, что накладывало определенный отпечаток и на технику. Удары
наносились так, чтобы пробить теплую одежду, а для этого недостаточно мышечной
силы, приходилось использовать вес всего тела...
Это все, конечно, интересно, но зачем возрождать искусство
драки теперь, когда их и без того хватает? Александр Аргунов ответил на этот
вопрос так:
Раньше я в течении шести лет занимался ушу и каратэ. Достиг
неплохих результатов. И все-таки чувствовал себя не в своей тарелке. И только
занявшись кулачным боем обрел спокойствие и понял, что я русский человек. Мне
нечего бояться и нечего делить. Умение драться отныне меня не интересует.
Гораздо важней теперь то, что меня окружает. Кулачный бой
на Руси был тесно связан с образом жизни, и мы постарались восстановить ее
размеренный ритм. Действует поразительно: все, кто у нас занимается, бросают
пить и курить. Да и внутренне преображаются. Впрочем, тренировки наши скорей
напоминают не подготовку спортсменов, а уроки по истории и психологии. Ведь
кулачный бой - это не вид спорта, а стиль жизни и, не удивляйтесь, отличная
оздоровительная система со своей проверенной веками комбинацией движений,
совершенно естественной для русского человека.
Немалую роль в ней играет и питание: для нормальной
жизнедеятельности российского человека достаточно того, что растет в
среднеевропейской полосе: капусты, картошки, яблок...
В кулачном бою существует и своя дыхательная система.
Чтение молитв религиозными христианами перед боем не что иное, как введение себя
в определенное состояние, близкое к трансу, что достигается йогой. Об этом можно
говорить очень долго. Но лучше приведу три примера. За шесть месяцев занятий
кулачным боем один человек вылечился от лимфогранулематоза, жругой - от тяжелой
астмы, третий восстановился после травмы перелома основания черепа...
Вот так, начиная от фингала под глазом, мы дошли до
совершенно противоположных, целительных свойств кулачного боя.
К.Серов
http://nevernyi.user.kz/bip/polza/strfight/5.php