Авторы:
Степанов М.В.
- руководитель клуба «Самооборона 100%»
Майоров О.В.
- к.п.н., доцент РГУФК, тренер клуба «Самооборона 100%»
- Шебалов А.В., партнер клуба «Самооборона 100%», главный тренер юношеской
сборной г. Москвы, по рукопашному бою, преподаватель кафедры рукопашного боя
РГУФК
В данной статье «самооборона»
рассматривается нами как комплексная система, состоящая из взаимосвязанных между
собой проектов социальной, коммерческой и информационно-познавательной
направленности. От реализации данных проектов зависит успешность популяризации
программ, школ и клубов, пропагандирующих системы подготовки по личной
безопасности.
Подготовка гражданских лиц по
программам «личной самообороны» является сегодня востребованным и зачастую
коммерчески выгодным направлением на рынке образовательных и информационных
услуг, связанных с миром единоборств и безопасности, так как высокий уровень
криминала и угроза терроризма заставляют:
а) специалистов ускорить разработку эффективной/реальной/доступной
системы самозащиты обыкновенных граждан, отличающейся по своей функциональной
применимости от спорта и боевого искусства, а также подразумевающей изначальное
жесткое (жестокое) отношение к агрессору;
б) граждан осуществить выбор организаций и личностей, осуществляющих
преподавание по направлению «самооборона» и ее популяризацию.
В связи с этим нетрудно прогнозировать рост конкуренции между различными
авторами, школами, клубами, системами и программами, которые видят путь
собственного эффективного существования и развития:
- или в диверсификации традиционного стиля боевых искусств/спортивных
единоборств, включая в программу их преподавания раздел «самозащита»;
- или в создании на базе нескольких (многих) стилей и видов единоборств
автономной/универсальной/прикладной системы, отличающейся от других подобных
систем, как правило, только методиками преподнесения теоретического и
практического материала.
Конечно, каждый путь имеет право на существование и находит собственного
почитателя и последователя, но на рынке услуг большую популярность, а значит и
возможность получения имиджевых, репутационных и коммерческих дивидендов,
получит тот, кто изначально ориентирован на создание качественного
«маркетингового продукта», характеризующегося следующим:
- точным определением характеристик собственного потребителя (целевой
аудитории);
- ценой, адекватной платежным возможностям целевой аудитории;
- «местом» преподнесения информационного, образовательного и прикладного
материала;
- способом «продаж» данного маркетингового продукта, которым является
«самооборона».
Первые шаги разработки и внедрения технологий «продвижения» самообороны должны
базироваться на учете и использовании аналитических и маркетинговых данных о:
- современном состоянии и динамике развития общественных процессов (социокультурных,
экономических, политических и др.);
- развитии информационных технологий и возможности их использования в
распространении информации о программах самообороны, а также возможности их
использования в качестве методов, сопутствующих проведению занятий;
- возрастающей роли систем и методов эффективных межличностных и дистанционных
коммуникаций;
- наличие в обществе демократических и либеральных ценностей, среди которых
особо отметим свободу личности, характеризующейся активной жизненной позицией
человека и его свободой выбора.
Потребители «самообороны» как маркетингового продукта.
Потребитель продукта – занимающийся самообороной – является главным «компасом»,
указывающим направления разработки методик преподавания и «продвижения»
самообороны. Учет и знание потребностей, жизненных ориентиров, мотиваций
занимающегося позволяет программам быть «пластичными» (т.е. легко
корректироваться, варьироваться, обновляться и заменяться) в силу быстро
меняющихся условий жизнедеятельности общества и его отдельных групп.
Понимая, что сегодня в методиках личной безопасности нуждаются практически все
категории граждан, независимо от их социальной роли и социального статуса,
отметим основную целевую аудиторию, которая является наиболее активной в
потреблении «продукта» и наиболее платежеспособной – это представители среднего
класса и работающая молодежь.
Основными мотивами занятий самообороной у данной целевой аудитории являются, как
ни странно, не стремление освоить технику приемов самообороны, а:
- получение комплексной информации способствующей личной безопасности,
безопасности собственности и безопасности родных и близких;
- удовлетворение потребностей в общении и интересном (познавательном) досуге;
- потребность в повышении психологической устойчивости в экстремальных
ситуациях.
При этом специфика профессиональной деятельности данной аудитории и постоянное
психологическое ощущение ею потенциальной опасности, не позволяет программам
самообороны строиться на длительной основе. Согласно нашим исследованиям,
потребитель «продукта» отдает предпочтение ускоренной системе подачи материала,
форсирующей длительные методики общефизической, психологической и спортивной
направленности, и предъявляет к нему следующие требования:
- простота преподнесения материала, что стимулирует поиск/разработку доступных
приемов самообороны и способствует более быстрому их освоению занимающимися;
- реальность в преподавании (приближенность к реальным ситуациям, связанным с
защитой собственной жизни и здоровья), основанная на прикладных знаниях, здравом
смысле и опыте;
- адекватность информационных и прикладных методик реалиям сегодняшнего дня, что
возможно благодаря проведению постоянного мониторинга информации криминального
свойства, а также проведению на его основе обновления/коррекции форм и методов
обучения личной безопасности.
Игнорирование данных требований зачастую приводит к уменьшению числа
занимающихся, формированию негативного общественного отношения к программам (как
не удовлетворяющих желание «клиента») и распространению искаженной информации о
системе подготовке как некачественном «продукте».
Стоимость «самообороны» как «маркетингового продукта».
В данном разделе мы не станем рассматривать конкретные цифры стоимости занятий,
которые зависят от множества факторов (близость к транспортным маршрутам и
людским потокам, качество и удобство помещения для занятий, наличие подсобных
помещений и др.), так как в отличие от многих видов услуг самооборона, являясь
достаточно специфическим явлением, к данным факторам практически не «привязана».
Уделим внимание к методикам повышения цены.
1. Личность тренера.
Ключевая роль в технологии повышения стоимости услуг отводится личности
тренера/инструктора, который представляется нам в виде
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ личности, что подразумевает наличие у него таких
качеств (помимо должного профессионального уровня) как:
- высокий уровень коммуникабельности, инициативности в общении;
- хорошая вербальная/ораторская подготовка;
- наличие в характере харизматических черт (черт лидера);
- наличие в характере творческой составляющей, позволяющей быть ему пластичным в
общении, в разработке и преподнесении материала;
- широкий кругозор, базирующийся на знании (как минимум - базовых) таких
дисциплин как возрастная педагогика и психология, культурология и политология,
религиоведение и социальная коммуникация, основы безопасности жизнедеятельности
и спортивная медицина;
- позитивный психологический настрой и активная жизненная позиция.
Наличие данных качеств позволяет выйти на более качественный уровень
взаимодействия в системе «тренер-занимающийся», характеризующийся более
оперативным определением потребностей занимающегося, доверительностью отношений,
высоким уровнем коммуникаций, что в конечном счете не вызывает отторжения
предлагаемой цены за оказание образовательных и информационных услуг.
2. Методика подачи материала.
Самообороне, которая является, как уже говорилось, специфическим явлением,
достаточно тяжело провести «отстройку» от своих прямых конкурентов – спортивных
единоборств и боевых искусств. Целевая аудитория в силу наличия у нее
стереотипного отношения к миру единоборств, на этапе получения
информационно-рекламных материалов в большинстве случаев:
- или не видит между самообороной и спортивными единоборствами и боевыми
искусствами никакой разницы;
- или видит в самообороне только узкоспециализированную методику,
характеризующуюся освоением техники и тактики исполнения приемов, взятых из тех
же единоборств и боевых искусств.
Поэтому для самообороны действенным способом собственной популяризации, формой
рекламы и PR часто являются оригинальные подходы/методики проведения занятия и
других сопутствующих мероприятий.
В число таких методов входят: разработка оригинальных тренажеров, варьирование
местом и условиями проведения тренировки, моделирование жизненных - реальных
ситуаций, связанных необходимостью проведения комплекса мер по собственной
безопасности, проведение интерактивных мероприятий (прямых и дистанционных) с
занимающимися, оказание дополнительных услуг (см.п 3,4).
3. Дополнительные услуги.
Видится «опасным» и не верным подход в методике подачи материала, в котором
тренер по самообороне является в одном лице и практикующим психологом, и врачом,
и консультантом по вопросам безопасности во всех ее проявлениях и т.п.
Естественно, нами признается факт существования персоналий, обладающих полными и
точными знаниями и умениями в различных областях, но данный факт - скорее
исключение из правил.
Более верным в PR-технологиях самообороны является метод привлечения
специалистов различной направленности для проведения дополнительных занятий,
мастер-классов, тренингов и семинаров. Это не только формирует в сознании
потребителя отношение к организации как к комплексной системе, но и существенно
повышает коммерческие и рекламные возможности создателей подобной системы.
К примеру, создание в структуре деятельности организации
сопутствующих/дополнительных направлений, которым занимаются профессионалы,
позволяет повысить уровень доверия со стороны занимающегося к качеству
преподаваемого материала, а значит и к формированию у него понимания
необходимости оплачивать более высокую стоимость занятий. При этом создаются
возможности расширения целевой аудитории посредством:
- получения дополнительных услуг в рамках системы самообороны близкими,
родственниками, детьми занимающихся;
- использование информационно-рекламных ресурсов всех участников программы;
- использование имиджа и репутации всех участников программы.
Данные услуги многообразны, их число и качество зависит от степени активности
организации и ее партнеров (кабинеты врачей - специалистов по профилактики и
лечению стрессов, реабилитации жертв агрессии и насилия; курсы психотренингов,
оздоровительные услуги, информационные семинары, консалтинговые центры,
корпоративные мероприятия, продажи продукции, сопутствующей самообороне и
безопасности и т.п.).
4. Интерактивные мероприятия.
Важной формулой успеха организаций, ведущих преподавание по самообороне,
является разработка и создание систем общения и взаимодействия занимающихся,
тренерского и руководящего состава в рамках постоянно действующего
информационного пространства, которое представлено:
- своеобразным клубом для общения (совмещение занятий с возможностью нахождения
нужных деловых связей, получения полезных для бизнеса и отдыха знаний и
информации);
- системой общения в сети Интернет (форумы на сайтах, рассылка электронных
новостей, межличностный диалог, общение с носителями других культур и
ценностей);
- системой позиционирования организации занимающегося, его проектов, идей и
технологий посредством ресурсов структуры, ведущей занятия по самообороне
(информация и электронные банеры на сайте, предоставление координат
потенциальных партнеров, представление организацией рекламного места на
собственных информационно-рекламных носителях).
Благодаря такому подходу, занимающийся из объекта рекламного воздействия, из
пассивного получателя информации, значимой только для него, превращается в
непосредственный «рекламный носитель» организации, способствующий
распространению достоверной информации о качестве «продукта» и его отличительных
особенностях.
Способы продаж «самообороны» как маркетингового продукта
В силу незначительного рекламного бюджета (или в силу его отсутствия) многие
организации на рынке «продаж» собственного продукта осуществляют рекламную
политику, основанной на разработке узкоспециализированных методик,
способствующих привлечению как можно большего числа занимающихся, способных
оплачивать занятия и услуги. К таким методикам, как правило, относится:
- размещение рекламы в тематических/специализированных журналах и газетах;
- не санкционированное (а значит не качественное и не обладающее высокой
репутацией) размещение рекламных носителей в общественных местах;
- продвижение через СМИ, интересующихся оригинальными тематиками, что, однако,
приводит к долгому ожиданию появления или поиску подобных СМИ.
Конечно же, успешность коммерческой деятельности организации является залогом
для ее развития, поиска новых направлений деятельности, способствующей
увеличению своего финансового оборота и прибыли, однако ориентир только на
коммерцию вряд ли является стратегически верным шагом.
Современные технологии популяризации систем самообороны должны базироваться на
расширении целевой аудитории, что возможно за счет:
- удовлетворения процессов познания окружающего мира как можно большего числа
различных аудитории;
- решения социальных задач государства, общества и его отдельных групп.
В рамках познавательной направленности таким методами являются организация и
проведение PR-акций и мероприятий, разработанных на основе различных видов и
форм искусства. Среди подобных мероприятий эффективно себя могут
зарекомендовать:
- проведение тематических (в том числе и передвижных) фотовыставок;
- проведение творческих конкурсов среди занимающихся и интересующихся
самообороной;
- участие в выставках-ярмарках различной направленности (спортивные,
оздоровительные, рекламные, образовательные, творческие);
- творческое партнерство по созданию видеофильмов и видеороликов.
Социальная значимость самообороны подразумевает организацию комплексных услуг
для различных слоев населения:
- проведение информационных и познавательных семинаров и тренингов на бесплатной
основе;
- публикация статей в научно-популярных журналах;
- создание консультационных центров;
- содействие в разработке и реализации;
- организация партнерства с социальными и силовыми структурами;
- организация партнерства с образовательными учреждениями;
- организация партнерства с медицинскими учреждениями;
- разработка и публикация методических пособий по различным аспектам
самообороны.
Данные методы являются эффективными способами «вывода» информации о деятельности
организации за территорию места проведения занятий, за рамки действия
узкоспециализированной рекламы и информации, размещаемой в целевых средствах
массовой информации. Данные технология также способствует возможности создания
дополнительных коммерческих направлений, к примеру, таких как «привлечение
спонсоров» и «рекламодателей», оказание коммерческих услуг другим подобным и
смежным самообороне организациям.
В завершении краткого обзора технологий популяризации направления «самооборона»
хотелось сделать акцент на следующем. Какую бы программу подготовки по
направлению «самооборона» себе не выбрал человек, он должен «окунуться» в ее
разнообразный и увлекательный мир, найти единомышленников и партнеров под
руководством компетентного инструктора. И тогда самооборона станет для него не
только полезным, но и долгосрочным занятием. Атмосфера позитивного отношения к
жизни, стремления к познанию мира с целью гармоничного существования без наличия
комплексов и страха – вот главная цель, заслуга и достояние современных
программы самообороны.
Степанов М.В.
- руководитель клуба «Самооборона 100%»
Майоров О.В.
- к.п.н., доцент РГУФК, тренер клуба «Самооборона 100%»
- Шебалов А.В., партнер клуба «Самооборона 100%», главный тренер юношеской
сборной г. Москвы, по рукопашному бою, преподаватель кафедры рукопашного боя
РГУФК
© статья из журнала «Фактор риска». Все права защищены. При использовании ссылка
на журнал клуб «Самооборона 100%»
(095) 514-79-23,www.samooborona.org