В теории пяти стихий Дерево и Огонь
относятся к светлой стороне ки, металл и вода - к тёмной стороне ки,
а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей
могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической
работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (---)
символизирует ян, а пунктирная линия (- -) - инь, и их
разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям
созидания, чувствительности, подъёма, нежности, опустошения, нервозности,
спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и
истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип
ки ассоциировался с работой двойственной системы инь-ян.
Первичный метафизический принцип ки был
принесён в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан
(794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствии на его интерпретацию повлияло
внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности
концепции предопределения по карме.
Идея ки соединялась с естественными
взглядами на природу, и она стала восприниматься как сила, отвечающая за
все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и
деревьев. Возникли многие сложные слова, непосредственно связанные с этими
природными аспектами: накопление энергии – йо-ки, восстановление жизни –
кай-ки, духовная энергия - сэй-ки, и т. д. Она была также
отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и
ненависть в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную
концепцию инь-ян, теорию пяти стихий. Отражение этого можно найти
в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".
Наиболее резкие изменения в трактовке и
применении понятия ки начали проявляться с развитием класса самураев,
начиная с конца периода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления
династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг
максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно
ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ки как храбрость –
ши-ки, силу воли – и-ки, решительность – гэн-ки и мужество –
ю-ки. Они были также знакомы с понятиями равномерности - хэй-ки
и накопления энергии - су-ки, в основе которых лежит энергия дыхания –
ки-соку, основа жизни и смерти.
Во время периода правления династии Токугава,
когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли
крупные споры о бу-дзюцу, и появилась цель создания теоретической основы
искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им
жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая
концепция ки, а также взгляды на её философские и духовные возможности. В
последнем направлении произошёл возврат и идеям инь и ян.
Например, в известном труде по классическому
дзю-дзюцу, которое тесно связано с современным дзю-до и имеет черты
сходства с Айки-до, мы находим следующее высказывание, которое
процитируем по "Дэнсо Чусаку", труду школы Кито:
"Кито означает подъём и падение. Подъём
соответствует форме инь, а падение - форме ян. Победа достигается
повторным возвратом к ян и повторным возвратом к инь... Когда враг
проявляет инь, побеждайте за счёт ян. Когда суть врага ян,
побеждайте за счёт инь... Увеличивая могущество разума, ритмичность в
сочетании с силой и гибкостью показывает мастерство техники. Наша школа
учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой
можно за счёт ки. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе
фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ки,
достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону, и он
падает за счёт неё сам. В этом суть победы над врагом с использованием его
собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути,
за счёт этого слабый побеждает сильного".
Чтобы проиллюстрировать значение ки в
искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие
определённые точки зрения:
"Возможность победы зависит от ки.
Внимательно следя за ки врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы
держите перед собой возможность победы. В дзэн в этом случае говорят о "возможности
проявления дзэн". Возможность победы даёт ки, которая спрятана и
открыто не проявляется" (Хэйхо кадэн со).