Посмотрите в небо. Светит
солнце. Чем было оно до того, как начало светить? Если мы будем задавать этот
вопрос относительно всего, что окружает нас во Вселенной, то никогда не
кончающаяся спираль вопросов приблизит нас к представлению о чем-то, что есть
почти ничто и тем не менее существует.
Чем были вы до того, как
появились на свет? Зародышем в чреве своей матери. А что этого? Конечно же,
соединением сперматозоида отца с яйцеклеткой матери. А перед этим? У ваших
родителей, до того как они достигли половой зрелости, не было ни сперматозоидов,
ни яйцеклеток. Во что же были включены вы?
Человек, подобно другим
созданиям или предметам, возникает “почти из ничего”, из неделимой субстанции,
из которой создана Вселенная. Это КИ. Христиане называют ее “Богом”, буддисты
называют ее “Буддой”, члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют
ее “Гохонзон”. Все это имена, данные различными культурами и на различных
языках, одного и того же “предмета”, подобно тому как то, что мы называем
по-японски “тэ”, по-русски называется “рука”.
Абсолютный универсум изначально
один. Появились две противоположные силы — и родился относительный, или
“предметный”, мир. Мы привыкли думать, что относительный мир, который мы видим и
слышим вокруг себя, только один, забывая об абсолютном мире, который стоит за
ним. Во Вселенной абсолютное количество КИ неизменно, в то время как сама КИ
находится в непрерывном движении. Буддисты говорят: “Это то, что не рождается и
не погибает. Оно не грязное и не безупречное. Оно не увеличивается и не
уменьшается”.
В 1974 году я проводил
шестинедельный семинар во время летнего семестра в Фулертон-Колледже, штат
Калифорния. Там был введен новый курс под названием “Развитие КИ”. Это была
попытка навести мосты между психологическим воспитанием, которое касалось
исключительно сознания, и физическим воспитанием, которое имело дело только с
телом. Но в конечном счете сознание и тело — это одно целое, между ними не
существует никаких границ. Ум — это очищенное тело, тело — неочищенный ум.
Неразумно рассматривать их как две отдельные вещи. Я в течение многих лет
пытался внедрить в академических кругах представление о единстве сознания и
тела. Коллеги в Японии прислушивались ко мне. В Америке на это обратили внимание
в Гавайском Университете и в Колледже Левиса и Кларка. И вот Фулер-тон-Колледж
зашел столь далеко, что ввел новый курс.
В моем семинаре приняли участие
более 300 человек, включая врачей, юристов, профессоров и студентов.
Присутствовали д-ра Терри Гантер и Джордж Брид с кафедры психологии университета
в Южной Дакоте, а также д-р Мелвин с кафедры физики и миссис Мелвин с кафедры
музыки Пенсильванского университета. Присутствовали также д-р Стив Саймон,
философ, и д-р Лау Сан Цзай, психолог из Фулертон-Колледжа. Д-р Цзай вырастил и
воспитал вместе собаку, кота и мышь, и статья об этом эксперименте была
опубликована в Life Magazine. Он с иронией заметил, что человеческие существа не
могут жить вместе, тогда как на это способны даже кошка с собакой. Этот ученый
был выдвинут на соискание Нобелевской премии.
Итак, я вел занятия по развитию
КИ и айкидо в большом гимнастическом зале Фулертон-Колледжа, и каждый день в
течение часа, отведенного на ланч, отвечал на вопросы, хотя я никогда не
собирался читать лекции университетским профессорам. Однажды д-р Мелвин
обратился ко мне:
— Звук и свет можно выразить
математически. А можно ли сделать то же самое с КИ? Кто-нибудь пытался это
сделать?
По тому, как был задан вопрос, я
понял, что он думает о КИ как о количестве колебаний в секунду и что от него
ускользает то, что лежит в самой ее основе. Поэтому я решил, насколько это
возможно, объяснить ему все с помощью математических терминов.
— Да, — сказал я, — это
возможно. Действительно, один человек уже дал математическое объяснение КИ.
— О, — сказал д-р Мелвин, — и
кто же это?
— Я, — ответил я с улыбкой. Все
рассмеялись.
— Вы можете дать мне
математическое выражение для КИ? — серьезно продолжал профессор.
— Конечно. Основной объект
математики — единица, не так ли?
Д-р Мелвин кивнул.
— Вселенная одна. Человек один.
Булыжник один. Все они могут быть представлены с помощью числа “один”. — Я
поднял вверх палец. — Вот единица. Если я уменьшу ее размер вдвое, то, что
останется, будет все той же единицей. Если я бесконечно буду уменьшать ее вдвое,
станет ли она когда-нибудь нулем?
— Нет, — сказал профессор, — не
станет. Но ведь вы можете уменьшить не только ее размер, но и ее численное
значение.
— Да, верно. И все равно она не
станет нулем. Если есть единица, всегда существует ее половина. У половины —
своя половина... КИ — это бесконечно большое множество бесконечно малых частиц.
Все зааплодировали. Это было не
то, чего ожидал д-р Мелвин, но это было определённо математическое объяснение.
Мое объяснение является
современным переложением очень трудного отрывка из древнебуддийского текста Ханя
Сингё. Если эту мысль выразить словами, ее очень трудно ухватить, но выраженная
подобным образом математически, она становится понятной даже ребенку.
М-с Мелвин, преподаватель музыки
с хорошо развитой интуицией, была очень довольна. Но ее муж был поставлен в
тупик.
— Это очень трудно, — заметил
он, — исчислить бесконечное
множество.
Его замечание заставило всех
улыбнуться.
Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)