Статья 
Гаку Хоммы Сэнсэя
  
Приближается День Поминовения Основателя Айкидо, Морихэя Уэсибы. 26 апреля 1969 
года в Хомбу Додзё в Токио Основатель перешел в мир иной. 
  
За неделю 
до этого я вернулся в свой родной город Акита, что на севере Японии. Мне тогда 
было восемнадцать лет. Известие о его кончине застало меня в Аките, и я 
немедленно стал собираться в  Токио. В то время стоимость билета на поезд даже в 
один конец была мне не по карману. Моя семья была очень рада тому, что я 
наконец-то вернулся домой, так что на самом деле я мог попросить их дать мне 
достаточно денег, чтобы снова уехать. В конце концов, с упрямой смелостью, 
свойственной молодости, я вскочил в ночной поезд до Токио без билета совсем.
  
В то 
время в Японии путешествия на длинные расстояния совершались, главным образом, 
на поезде. Незабронированные вагоны были забиты телами, коробками, дорожными 
сундуками и чемоданами. И во всем этом хаосе можно было очень легко скрыться от 
контролера, когда тот заходил проверять биллеты. Кроме того, после отхода от 
станции, внимательно посмотрев на полу и под сидениями, обычно можно было найти 
потерянный кем-то билет. Тридцать лет назад технология и система безопасности и 
близко не были такими, как сейчас. И именно таким образом я вернулся в Токио на 
первую службу поминовения Основателя. 
  
На 
протяжении многих лет я слышал о додзё, отмечающих годовщину смерти О-Сэнсэя 
Поминальными Семинарами. Для меня это день спокойной молитвы и размышления. В 
канун 33-летней годовщины смерти Основателя я бы хотел поделиться с вами 
некоторыми своими личными воспоминаниями о жизни с Основателем примерно за год 
до его смерти. Моя сестра сохранила заметки, которые я делал в те годы, поэтому 
у меня по-прежнему есть подробная информация о его распорядке дня. Я даже 
записал, что обычно ел  Основатель, о чем я расскажу в конце этой статьи. 
  
В 1968 
году, в возрасте 85 лет, Основатель спал в новой пристройке к жилым помещениям 
додзё в Иваме. Его жена Хацу спала в соседней комнате. С одной стороны от 
главной комнаты находилась крохотная комнатка, где спала служанка Кикуно. 
Комнаты с другой стороны додзё, которая служила мне спальней, больше не 
существует - ее разрушили, когда она обветшала до такой степени, что уже не 
подлежала ремонту. Кроме нас четверых никто больше в этих помещениях в то время 
не жил. В отличие от современного додзё, там проводилось всего несколько гассюку 
(тренировочных лагерей), которые наполняли додзё суматохой, поднимаемой 
приезжавшими издалека учениками с горящими глазами. 
  
Сайто 
Сихан и его семья жили в другом доме, находившемся неподалеку. В то время семья 
Сайто Сихана еще не владела ни рестораном, ни каким-либо другим бизнесом, только 
семейной прачечной. В те времена все удобства, как правило, находились во дворе, 
и уборная находилась рядом с домом. А рядом с уборной стояла макивара (столб, 
оббитый войлоком или соломой, используемый каратистами для отработки ударов). 
Однажды во время семинара в Денвере, Сайто Сихан сказал нам, что в молодости 
практиковал каратэ. Я спросил его, почему макивара стояла рядом с уборной. Он 
сказал, что в качестве личной тренировки он наносил десять ударов по макиваре 
каждый раз, когда шел в уборную, и десять раз, когда шел из уборной. 
  
В 1968 
году земля между железнодорожной станцией Ивамы и додзё была покрыта каштанами и 
зарослями бамбука. В апреле каштаны начинали цвести, наполняя воздух сильным 
ароматом. Бамбук диаметром до четырех дюймов прорастал повсюду, иногда даже 
посреди не мощеных улиц. Сегодня дома и магазины вытеснили большую часть 
каштановых деревьев и бамбуковых рощ. 
  
Когда 
Основатель был в Иваме, то вел в додзё практически все вечерние занятия, которые 
начинались в 7 часов. Ужинал он примерно в 5 часов. Основатель обычно не 
принимал ванну по вечерам. Как правило, он принимал ее первым делом утром. Из-за 
возраста диета Основателя была очень простой. Он всегда ел вместе со своей женой 
Хацу. Было похоже, что совместный прием пищи доставлял удовольствие обоим, при 
этом у Основателя иногда было игривое настроение. Своими палочками он брал 
кусочек еды и клал на тарелку своей жены. «Омахан табэ ёси» (Вот, съешь это) – 
дразнил он ее на местном диалекте Кисю. Она подбирала его и возвращала обратно 
ему тарелку, восклицая: «Нет, ты съешь это». Так они добродушно подшучивали друг 
над другом. Хотя диета Основателя была очень простой, он также время от времени 
наслаждался «современной» едой, такой как рис-карри. Основатель часто говорил, 
что карри, будучи грубой пищей, способствует здоровому стулу. 
  
Основатель с женой ели в комнате, расположенной непосредственно за алтарем 
додзё. Комната имела деревянный пол. Маленький столик (примерно три на четыре 
фута) с десятидюймовыми складными ножками устанавливался посреди комнаты для 
каждого приема пищи. Мы вчетвером всегда ели вместе. Комната была очень тесной, 
и я обнаружил, что не могу есть в расслабленной манере, будучи так близко от 
Основателя. Мы с Кикуно всегда сидели в формальной позе, выпрямив спины и 
демонстрируя наилучшие свои манеры.  
  
В нашем 
углу комнаты была крохотная раковина с одним краном, из которого шла только 
холодная вода; горячая вода в жилых домах нагревалась вручную. Основатель также 
пользовался этой раковиной, чтобы умываться и чистить зубы. Удобства в Иваме 
были простыми, раковина с холодной водой служила одновременно и кухонной 
раковиной и умывальником.  Рядом с раковиной была маленькая газовая горелка, на 
которой готовили простую еду. 
 
	 
	 aikiportal.com.ua