Великий Будда также упреждал своих
учеников о чистоте мыслей.
"Из трёх видов действия, - говорил Будда,
- наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль". С момента
возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет.
"Главный элемент во всём есть мысль. Превыше
всего - мысль. Всё совершается мыслью. Если человек говорит или действует со
злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом
животного, которое тащит повозку".
"Если человек говорит или действует с благою
мыслью, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его".
"Враг наносит зло врагу, ненавидящий
ненавидящему, но хуже всего зло, нанесённое ложно направленным умом".
Также и бдительность над своими мыслями особенно
настойчиво указывалась Учителем, ибо если ученик, слишком уверенный в
достигнутых им результатах, ослабит свою бдительность, он дорого заплатит за
малейшее упущение. Этот совет преподан притчей: "Человек был ранен отравленной
стрелой. Доктор, вынув стрелу, предписал раненному внимательно следить за
раной. Но больной вообразил, что ему более нечего опасаться. Лишённая
ухода, рана воспалилась и причинила смерть и тяжкие страдания".
"Бдительность есть путь к бессмертию.
Нерадивость - путь к смерти. Тот, кто бдителен, не умирает. Тот, кто нерадив,
уподобляется мёртвому".
"Тот, кто непостоянен в мыслях, кто не ведает
истинного закона, кто шаток в доверии, тот не познаёт полноту мудрости".
"Как лучник выпрямляет свою стрелу, так мудрый
человек выправляет свой изменчивый и шаткий ум, который трудно охранить,
которым трудно руководить".
"Как дождь протекает в дом через плохо
крытую крышу, так и вожделение проникает в плохо обузданный ум".
"Большие и малые оковы у бикшу,
любящего бдительность и страшащегося нерадивости, - сожжены. Он движется подобно
огню".
Указывая, как безумно, с точки зрения полезности,
уступать низким наклонностям, Будда говорил: "Чувство, ради которого вы
унизили себя, скоро будет для вас лишь воспоминанием, подобно удовольствию,
испытанному во сне. Но то, что останется постоянным, живым укором, - это
поступок, содеянный ради этого удовольствия".
"Чистая нравственность, как надутый кожаный
мешок, повреди её однажды - погибнет. Подобно тому, если однажды удовлетворить
порочные наклонности, уже ничто не остановит стремление страстей, и человек
представленный самому себе, безвозвратно погибнет".
"Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники
выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему усмотрению; мудрые гнут
самих себя!".
В Приложении читателю представлен один из
трудов Анни Безант (Президента Теософического общества) “О некоторых
затруднениях во внутренней жизни”, в котором рассмотрены некоторые проблемы
духовного роста человека.
Подведём итог. В человеке важно всё: и его тело,
и его дух, и его мысли. Если человек, который хочет изучить Айки-до,
будет тренировать только тело - его успехи будут незначительны и неустойчивы.
Это в особенности касается тех, кто приходит в Айки-до из других видов
единоборств. Если этот переход не плод долгих тренировок и раздумий, а только
лишь дань моде, очередное средство для достижения его эгоистических стремлений,
то человек вскоре разочаруется и может больше никогда не вернуться в до-дзё.
Но если человек стремиться познать себя, стремиться к гармонии в себе и гармонии
в отношении с окружающими - то его путь только через тот путь, который показал
нам О-сэнсэй. И даже если человек не стремиться изучать техники, а более
глубоко концентрирует своё внимание на изучении философии Айки-до, его
духовного наследия - этого человека нечем упрекнуть.