В данной главе мы рассмотрим психоаналитическое
обоснование возникновения такого искусства как Айки-до.
Ни один человек не в может постоянно жить в
состоянии "полной боевой готовности". Ведь мы всё время находимся
в гуще энергий и информации, положительной и отрицательной (по отношению к
нам). Значит, мы все, в той или иной степени, подвержены воздействию, и не
обязательно со стороны хулиганствующих элементов, но и со стороны ближайшего
окружения. В магазине толкнули, в транспорте неловко встали на дороге, ткнули
кого-то портфелем и т. д. Это жизнь. От всего этого надо защищаться или просто
всё это терпеть. Возникает вопрос: как и где ставить защиту и ставить ли её
вообще?
Говорить об абсолютной защите
достаточно сложно. Во-первых: мы, как правило, не знаем, когда, во сколько и
как на нас нападут. Во-вторых: защита, ставящаяся "на всякий случай", с
упреждением, или провоцирует нападение (теория виктимности - когда жертва
провоцирует преступника) или само по себе ожидание нападения воздействует на
человека не хуже самого изощрённого удара.
Теперь рассмотрим концепцию защиты в аспекте
единоборств. Если рассматривать все известные нам единоборства, то можно
увидеть, что все техники легко классифицируются на четыре большие группы: удары,
болевые захваты, броски, удушения. Первые три группы основаны на теории
физической травмы: после нанесения удара, применения броска или ломающего
захвата противник, как правило, теряет сознание от болевого шока или, получив
серьёзное повреждение тела, теряет способность активно двигаться. Удушения
делятся на две группы: дыхательные (когда противнику не дают возможности дышать)
и кровяные (когда перекрывают доступ свежей крови в мозг противника).
Разнообразие стилей и направлений единоборств является ни чем иным, как
всевозможными комбинациями выше перечисленных методов воздействия на человека,
точнее, на его физическое тело.
Теперь обратимся к вопросу о последствиях
применения таких "защитных" средств, какие нам предлагает Каратэ,
Дзю-до, Дзю-Дзюцу, бокс и т. д. Во-первых: нанося ответный удар
(бросок, удушение, болевой захват), человек берёт на себя не только
ответственность за последствия нанесённых травм, но и несвойственную ему функцию
"бича Божьего". Во-вторых: нанося ответный удар, защищающийся подвигает
противника "на соревнование" - ристалище, но не по типу рыцарского турнира, а
скорее по образу гладиаторского турнира или "уличной драки из-за угла" с
ударами сзади или в пах, кастетом или кирпичом. В-третьих: вступая в драку или
поединок, каждый регламентирует свои действия своим внутренним укладом и
правилами ведения поединка, о которых противник может не знать, применяя свои,
на взгляд защищающегося, подлые и нечестные методы. В-четвёртых: нанося ответный
удар, защищающийся лишает себя возможности простить нападающего, понять, а это
главное, что в нём такого, что притянуло удар, какие были ущемлены "любимые
мозоли", какие комплексы поведения были нарушены и т. д. И в-пятых: после
получения ответного удара нападающий строит свои действия уже не как агрессор, а
как защищающийся, причём действия его слабо контролируются из-за болевого шока,
который ему причинил объект нападения.