И последний момент, на котором мы хотели
бы подробно остановиться – это сферичность всех движений.
"Если ты центрирован, то можешь двигаться
свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточишь свой
ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии”.
Человеческое тело имеет множество осей и центров вращения. В некоторых суставах
(плечевых, кистевых, бедренных) человек может совершать сферические движения, а
центром такого движения является точка. Но в основном человек совершает
вращательные движения вдоль осевых линий (при сгибании в пояснице, при поворотах
туловища, при сгибании в локтевых и коленных суставах). А если мы рассмотрим
человеческое тело с точки зрения непрерывности навивки мышечных волокон на его
скелет, то увидим чётко обозначенный общий центр - в районе пупка. Как
показывает практика, люди, у которых слабые мышцы живота, не могут совершать
сильных и энергичных движений (даже если у них развиты другие отдельные мышцы).
Но если у человека мышцы живота сильные и упругие, то люди могут проявлять
впечатляющие способности (несмотря, иногда, на их кажущуюся внешнюю неразвитость
всего тела). Практически все религиозные и философские учения Востока связывают
с животом свои методики повышения как физической, так и духовной силы человека.
В Китае - это “море ци”, в Японии - это “хара”, в Индии -
это третья чакра. Айки-до, являясь восточной системой, взяло на
вооружение эти методики. (В следующей главе мы рассмотрим методы развития и
совершенствования тела человека через развитие центральной точки, как
называет этот центр Коити Тохэй.)
Свободное непроизвольное сферическое движение
характерно для базовой техники Айки-до. Рассматривая движения корпуса,
основанные на вращении и поворотах (таи-сабаки) следует помнить, что
сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на
динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.
Хотя Айки-до учит жёсткой технике, такой
как прямые удары (атэми) и болевые захваты кисти, взятой из древних
боевых искусств, упор на круговое движение создаёт визуальное впечатление
плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок
многих приёмов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника,
опускании его на землю или следовании его движениям, приёмы Айки-до
можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счёт того
что движения в Айки-до круговые, в отличие от прямолинейных движений,
характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары,
направленные вперед или назад, дают ощущение большой силы и требуют значительно
большего пространства при их выполнении.
По существу, то, что было раньше жёсткой грубой
техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения, и техника,
требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно,
одно из оснований, позволяющих рассматривать Айки-до как утончённое
искусство.
Нужно обязательно отметить, что сферическое
движение в Айки-до развивалось не для очищения искусства и не для
создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной:
превзойти и подавить силу противника. Айки-до родилось из споров по
поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как: "Что мне делать при
нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить
противника не используя никакого оружия? Не возвращаясь к жестким силовым или
психологическим методам и сохраняя верность основам бу-до, что можно
считать наиболее рациональным путём достижения превосходства над противником?
Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе,
силе и опыту?"
Принцип и использование кругового вращения как
базы Айки-до были найдены Учителем Уэсиба в ответ на эти
вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым
искусствам. Основатель занимался разными видами дзю-дзюцу,
такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству
владения мечом в школе Синкагэ.