Поздней
весной 1919 года, будучи на острове Хоккайдо, Уэсиба получил телеграмму,
в которой говорилось, что его отец серьёзно болен. Уэсиба покидает
Хоккайдо и едет к отцу. В поезде он случайно услышал о Преподобном Ванисабуро
Дэгути, главе новой синтоистской секты Омото-кё ("Учение великой
Основы"), который буквально творил чудеса.
Дэгути был не только монахом, но и выдающимся мастером
воинских искусств, возможно, посвящённым в секреты легендарных
монахов-отшельников ямябуси. Синкретические идеи Синто Дэгути
сформулировал в трёх поучительных заветах своей секты:
1.
Наблюдая явления природы, постигнешь сущность Единого истинного божества.
2.
Наблюдая непрестанные превращения в природе, постигнешь Ки Единого
истинного божества.
3.
Наблюдая психику животных и людей, постигнешь душу Единого истинного
божества.
Преподобный Дэгути, сторонник принципа всечеловеческой любви и добра,
вынашивал идею морального объединения всего мира посредством религии. Он мечтал
создать Мирное Царство в Монголии, которое бы держалось на силе новых
религий, было свободно от ограничений старых традиций и обеспечивало единство и
процветание всего Востока.
Уэсиба, готовый на любые шаги ради исцеления своего
отца, сразу же направился в Аябэ (префектура Киото), где располагалась
штаб-квартира Омото-кё, чтобы попросить Преподобного помолиться о
выздоровлении отца. Испытывая постоянную духовную жажду, Уэсиба никогда
не упускал случая попросить наставлений у духовного лица. К Преподобному
Дэгути Уэсиба приехал главным образом потому, что очень хотел исцелить
своего отца. Однако после того, как он поговорил со священником, Уэсиба
пережил глубокое духовное прозрение.
Вернувшись домой в Танабэ, он был встречен горестным известием: отец уже ушёл из
жизни. Глубоко потрясённый смертью самого любимого в мире человека, на его
могиле Уэсиба поклялся вырваться из ограничений своего мышления и,
неустанно развиваясь, постичь тайны бу-до.
С тех пор
жизненный распорядок Уэсибы коренным образом изменился. Он мог,
облачившись в белое, подолгу простаивать на вершине утёса в благочестивой
медитации. Порой он уединялся на какой-нибудь горе, чтобы, преклонив колени,
непрерывно повторять синтоистские молитвы. Позже, в том же 1919 году, всё
ещё находясь под впечатлением своей встречи с Дэгути, Уэсиба со
всей своей семьёй переехал в Аябэ. Он искал света, который бы озарил его сердце.
В Аябэ, у подножия горы, он обрёл свой новый дом. Там он прожил, изучая
дзю-дзюцу и получая наставления от Преподобного Дэгути, до 1926 года.
Именно
здесь, весной 1925 года, произошло знаменательное событие в жизни Уэсибы,
которое дало начало Айки-до. История гласит, что в это время Уэсибу
посетил один флотский офицер, учитель кэн-до, и стал проситься в ученики.
Во время беседы они поспорили и так распалились, что решили - для установки
истинны - устроить поединок. Офицер нападал на Уэсибу, нанося сильные и
быстрые удары своим деревянным мечом. И каждый раз Уэсиба легко ускользал
от атак противника. В конце концов офицер остановился, запыхавшись. Он так и не
смог даже прикоснуться Уэсибы. Отдыхая после этого поединка, Уэсиба
вышел в свой садик. Вытирая пот с лица, он испытал вдруг необычайно сильное,
незнакомое прежде чувство. Он не смог двинуться с места, ни даже присесть -
потрясённый, он словно врос в землю. (Такое состояние буддисты
называют "сатори" - "просветление").
Вот как
сам Уэсиба вспоминает о своём переживании:
"Я
увлёкся бу-до, когда мне было лет пятнадцать, и посещал учителей
фехтования и дзю-дзюцу в разных провинциях. Я овладел секретами старых
традиций - на каждую уходило всего несколько месяцев. Но не было никого, кто
объяснил бы мне сущность бу-до, а только такое объяснение могло бы
удовлетворить мой ум. Я стучался во врата различных религий, но не получил
никакого конкретного ответа.