Мы уже
отмечали, что Морихэй Уэсиба, будучи глубоко верующим человеком, уделял
особое внимание вопросам морали, этики и духовности. В этой главе мы кратко
рассмотрим философские истоки его исканий.
Развитие
и совершенствование традиций - это культурный процесс, осуществляемый духом
людей, которые образуют нацию. Изобразительное искусство, музыка, язык и
особенно наши отношения с Богом развиваются на основании нашего опыта и
потребностей, нашего базового сознания. Традиции и география, в свою очередь, из
поколения в поколение используются для формирования духа нации. Поскольку в мире
существуют люди с самыми разными этническими предпосылками, понятию “Бог”
было дано множество названий. Религиозный подход, основной фактор, определяющий
образ жизни и социальные установки в каждой области, был основной силой, которая
контролировала моральные стандарты общества и влияла на наше отношение к себе,
к миру и Вселенной. Когда самые разные люди земного шара надеются на мир,
свободу и счастье, они делают это каждый на свой манер. Христиане
надеются на христианский мир; для последователей Магомета это означает
мир мусульман; буддисты молятся за буддийский мир и счастье;
индусы считают, что торжество истины - это индуизм. Всё это
представления о мире на Земле, но исходят они из разных контекстов и каждое из
них создает другой образ. Бог многолик.
Когда
западный человек говорит о японской культуре, он чаще всего упоминает влияние
дзэн, одного из видов буддизма. Конечно, духовный вклад дзэн в
японскую культуру очевиден. Это такие вещи, как бу-до, чайная
церемония и создание садовых ландшафтов. Но в развитие японского сознания
основной вклад был внесён отнюдь не одной, а четырьмя религиозными философиями:
синтоизмом (самое древнее религиозное учение Японии, смотрите Приложение
в конце этого пособия), конфуцианством, буддизмом и даосизмом (три
последних были заимствованы Японией с материка). Однако есть один важный момент,
которого часто не замечают. Это гибкость японского народа, которая
вырабатывалась в течение длительного времени и которая позволяет приспосабливать
и совершенствовать философии и представления других культур, превращая их в
истинно японские. Благодаря такой гибкости японский народ отличается большой
веротерпимостью. Множество людей совершают ежегодные паломничества на вершину
Фудзи, но не все следуют одной и той же тропе. У Фудзиямы много
склонов, и каждый человек взбирается на неё по разным причинам и обладая разными
возможностями. Нельзя спорить о том, какой путь правильный, потому что вершина
есть вершина, и все пути ведут к одной и той же окончательной реальности. Кто
станет отрицать, что Иисус говорил о Божьем духе? Кто может
сказать, что учение Будды - это не Учение Бога? И что не Бог
направлял горячие молитвы Магомета? Все великие религиозные учения
указывают путь на вершину, к окончательной реальности, которой является
Универсальное Сознание. Важен не путь, а следование великому духу, Великому
Учителю, а также искренность и приверженность пути, по которому вы идёте.
Духовные
философии изучаются не с помощью интеллекта, они включаются в образ жизни
человека и естественным образом применяются в повседневной жизни. Говорят, что в
Японии человек рождается синтоистом, венчается в христианской
церкви, а когда он умирает, его относят в буддийский храм. Конечно, это
обобщение, но оно выражает основное отношение к духовным убеждениям и
деятельности человека - к ним относятся как к тому, что питает разум и дух.
Здоровье и жизненную энергию нельзя обеспечить, питаясь каким-то одним
продуктом; следовательно, человек в течение своей жизни должен узнать много
различных духовных дисциплин.
И всё же
в Японии в основе всех религиозных направлений лежит представление о Вселенной и
о жизни, которое даёт древнее учение, которое носит название “Путь Каннагары”,
и именно оно является жизненно важной частью фундамента японской культуры.
Внедрённое глубоко в подсознание народа, оно оказывает незаметное влияние и
питает традиционную японскую культуру, как текущая по жилам кровь питает тело.