Открытие
нэн Учителем Уэсиба может быть объяснено его постоянной
тренировкой в течение многих лет, но чёткая фокусировка этой концепции была
осуществлена на основе его опыта поведения в критических (вопрос жизни или
смерти) ситуациях. Они могут рассматриваться как кажущиеся или
сверхъестественные, но, без сомнения, они были одними из наиболее
значительных событий его жизни.
Одно из
таких событий произошло во время его поездки в центральную Монголию в
феврале-июне 1924 года, когда он сопровождал Ванисабуро Дэгути (более
подробно о нём читайте ниже в этой главе), главу религиозной секты Омото-кё,
который искал место, чтобы основать миссию - будущий общий религиозный и
социально-политический центр. В районе происходили волнения и беспорядки, и
поездка проходила в условиях риска для жизни.
Мы не
можем детально рассматривать эти приключения, скажем только, что за их
безопасность в районе Ксиньянь отвечала группа солдат из армии
Внутренней и Внешней независимости Монголии. Несколько раз на них нападали
солдаты китайской национальной армии, а также вооружённые группы бандитов,
занимавшиеся мародёрством в том районе. На перевале в горах на пути в Тонгльяо
они попали в засаду и оказались окружены со всех сторон.
Говорят,
что Основатель решил, что смерть неизбежна и приготовился к концу. Но
под градом пуль он ощутил необычное спокойствие и, не меняя своего
местоположения, уклонялся от пуль за счёт лёгких движений тела. Чудом он не
только избежал ранения, но остался совершенно невредимым. Позже Основатель
собственными словами описал этот эпизод:
" Я не
мог уйти с того места, где стоял. Поэтому, когда пули стали лететь ко мне, я
просто скручивал корпус и поворачивал голову. Скоро, сконцентрировав своё
восприятие, я мог интуитивно сказать, откуда враги будут стрелять - будет ли
выстрел направлен справа или слева. Я мог видеть вспышки белого света,
возникающие впереди пуль. Я уклонялся от них, скручивая и поворачивая корпус, и
они проходили мимо меня. Это продолжалось непрерывно, почти не оставляя времени
на дыхание, но вдруг я почуствовал, что проник в сущность бу-до. Я ясно
увидел, что живые движения в боевых искусствах получаются, когда ки
сконцентрирована в центре тела и разума, и чем спокойнее я становился, тем яснее
делался мой разум. Я мог интуитивно понимать мысли, в том числе побуждения к
насилию противника. Спокойный разум подобен центру крутящегося волчка - за счёт
устойчивого центра волчок вращается ровно и быстро. Кажется, что он почти
стоит на месте. Так я получил опыт достижения состояния ясности разума и тела (суми-кири)".
Произошедший позже другой случай из жизни Основателя ещё раз представил
ему возможность продемонстрировать состояние просветления, достигаемое за счёт
спокойствия разума и тела. Это случилось в весенний день в 1925 году в школе
Айябэ, когда он сразился с военным офицером, вооружённым мечом. Основатель
встретил атаку только голыми руками. Куда бы противник не направлял своё оружие,
он лёгким движением тела избегал укола или рубящего движения меча. Плавные
мягкие движения Основателя оказались слишком сильным ощущением для
офицера, который скоро оставил свои попытки, полностью обессилев. Позднее
Основатель вспоминал это событие так:
"Это было
ничто. Просто результат ясности разума и тела. Когда противник атаковал, я мог
видеть вспышку белого света размером с небольшой камешек, впереди меча. Я мог
чётко видеть, что меч следует сразу за этой вспышкой, и я лишь уклонялся от
вспышек белого света".
В этом
случае, достигнув того же состояния, которое было у него в Центральной
Монголии, Основатель оказался способен мгновенно интуитивно предугадать
малейшее движение, возникающее на основе враждебных мыслей противника. В
последующие годы он называл подобные тонкие ощущения "колебаниями тела,
отражающими колебания вселенной" и составлял стихи типа:
Стоя
между небом и Землей,
Связанный
со всем сущим через ки,
Мой разум
находится
На пути
отражения всего сущего.
В этом
выразилась сущность и центральная концепция Айки-до, на основе
которой Основатель развил свои мысли о любви и гармонии.