Умер
Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают,
соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Утар Прадеш.
Он лёг под деревом бодхи в "позу льва" (на правом боку, правая рука
под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся
около него монахам и мирянам со следующими словами: "Теперь, о монахи, мне
нечего больше сказать вам, кроме того, что всё созданное обречено на разрушение!
Стремитесь всеми силами к спасению". Уход Будды из жизни буддисты
называют "mahaparinirvana" - "великим переходом в нирвану". Эта дата
почитается так же, как и момент рождения Будды и момент "прозрения",
поэтому её называют "трижды святым днем".
Эта
проблема близка практически всем религиям мира. Так, например, в буддизме
целью всех духовных практик является достижение сатори (просветления).
Достичь сатори, просветления - значит приблизиться к Богу,
избавиться от разделения, уничтожить барьер между собой и природой. В Айки-до
наша собственная борьба за усовершенствование приведёт к осознанию того, что
наша жизнь и функционирование Вселенной едины. Это и есть активное и живое
сатори занятий Айки-до.
Просто
сидеть, погрузившись в медитацию и эгоистично ожидая личного сатори, как
это практикуется во многих сектах буддизма, - бессмысленно. По-настоящему
достичь сатори означает понять ту великую ответственность, которую мы
несём перед Богом, перед всем, что Им создано, и перед обществом. С этим
пониманием сердце наполняется признательностью за всё, что у нас есть в жизни,
эгоистическая самовлюбленность уступает место скромности. Истинное сатори
- это забыть о сатори. Истинное сатори - это не эгоизм, а
понимание ответственности. Многие неправильно понимают практику дзэн-буддизма
(одно из ответвлений буддизма), считая, что для достижения
просветления нужно просто час за часом сидеть, погрузившись в медитацию.
Сидение - важная часть занятий дзэн, но ещё важнее понимать реальность,
реальность пота, работы, реальность ответственности. В традиционном дзэн-до
(место, где занимаются медитацией в дзэн-буддийских храмах) один день
без работы означает один день без пищи. Часто в них не разговаривают неделю,
месяц, даже год. Молчание и действие - виды тренировки, которые учат нас
успокоить ум и заглянуть внутрь. Практика май кан гё - это медитация, во
время которой мы заглядываем вглубь своего сознания и соединяемся с духом
Создателя. Сатори означает истинное развитие духа Создателя
внутри и претворение в жизнь Его функции снаружи.
Жизнь
Морихэя Уэсибы была жизнью человека, обретшего свободу, живущего в данный
момент. Он считал, что свобода - это ответственность. Он всегда думал о том, как
усовершенствовать этот мир, а не о том, как от него убежать. Он презирал
слабость, которая заставляет забыть о действительности, не замечать боли в
глазах голодающего ребёнка, - людей, которые говорят: “Это просто карма,
это тело - тюремная камера, этот мир - тюрьма. Я буду искать собственное
спасение и попытаюсь создать лучшую ситуацию в следующей жизни”. Разве это
духовный подход? В таком отношении нет уважения к Богу. Забудьте о карме,
забудьте о следующей жизни, забудьте о сатори. Сейчас - это сейчас!
Ребёнок голоден - дайте ему пищу. Это духовный поступок. Язык человека распух от
жажды - дайте ему воды. Это любовь Бога.”
Японцы
говорят, что они могут увидеть кролика на поверхности луны. Это связано с
детской сказкой о старом буддийском монахе, который поселился высоко в
горах, собираясь провести остаток своей жизни в молитвах. Этого доброго монаха
очень любили все животные, которые были его единственными товарищами. Но времена
были тяжёлые, пищи было мало и старый монах ослабел от голода. Когда слух об
этом дошел до зверей, они стали раскапывать свои скудные запасы и рыскать по
склонам в поисках пищи. Наконец они собрались перед входом в пещеру старого
монаха и положили перед ним свои дары. Белка принесла орехи, медведь принёс
сладкие дикие ягоды, енот принёс свежую рыбу из холодных горных ручьёв. Каждый
принёс в подарок голодающему монаху какую-нибудь еду. Каждый, но не кролик,
который был очень-очень беден. Все звери были удивлены и долго обсуждали скупого
кролика. Беспечный кролик быстро соорудил ярко пылающий костер, и, когда пламя
стало лизать небо, он повернулся к монаху и сказал: “Извини, но я очень беден. У
меня нет еды. Ешь, пожалуйста, моё мясо”. И прежде, чем его успели остановить,
кролик прыгнул в огонь. Чья любовь была самой сильной? Кто из животных принёс
настоящую жертву? В этой сказке передан дух истинного самурая.
О-Сэнсэй был великим самураем, горой, а не облаком. Его философия и
любовь несут самые высокие идеалы, и в то же время своими корнями они уходят в
реальность и на неё опираются.