"Зло
содеянное не сворачивается тотчас же, как молоко. Оно следует за
безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец, разгорается в жгучее пламя".
Один
безумец, услышав, что Будда соблюдал принцип великой любви - платить
добром за зло, пришёл к нему и начал поносить его. Будда хранил
молчание, жалея его безумие.
Когда же
безумец кончил свои поношения, Будда спросил его: "Сын мой, если человек
отказывается принять дар, кому он принадлежит?" И тот отвечал: "В таком
случае, он будет принадлежать человеку, предложившему его".
"Сын
мой, ты поносил меня сейчас, но я отказываюсь принять твои оскорбления и
прошу тебя оставить их при себе. Не будет ли это источником горя для тебя?
Как эхо принадлежит звуку и как тень предмету, так же непреложно бедствие
настигнет содеявшего зло".
Злой
человек, упрекающий добродетельного, подобен человеку, который смотрит вверх и
плюет в небо; плевок не осквернит небо, но, падая обратно, запятнает его
самого.
Клеветник
подобен бросающему сор на другого, когда ветер противный. Сор лишь
возвращается на того, кто бросил его. Добродетельному человеку не может быть
нанесено ущерба, и то несчастье, которое клеветник желает нанести,
оборачивается не него самого".
Как общее
правило, люди возвращаются на Землю до тех пор, пока сознание их не
перерастет земного уровня. Будда указывал, что существуют целые
системы миров различных качеств, высших и низших, и что обитатели их в своём
развитии вполне соответствуют мирам, ими населяемым. Мир, в котором данный
человек должен проявиться, так же, как и качество самого перевоплощения,
решается преобладанием в нём положительных или отрицательных качеств, иначе
говоря, научным языком, - рождение это будет контролировано его истинным
тяготением, или своею кармою - скажут буддисты.
Подобно
поступку, раскаяние есть действие. И это действие имеет последствия, которые
могут уравновесить последствия проступка. Будда говорил: "Если содеявший
зло человек осознаёт свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила
наказания истощится постепенно, подобно болезни, постепенно теряющей своё
губительное воздействие по мере испарины больного".
Карма есть мысль, потому качество мышления может
изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы.
Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключён
в свою карму, как в заклятый круг. Но уча, что существует состояние
сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда
указывал возможность прекращения страданий мира. Воля и энергия - властители
кармы. Из всего сказанного ясно, что закон кармы и закон
перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.
(В Приложении вы сможете более подробно ознакомится с понятием кармы
и перевоплощения в статье Е. Писаревой "Карма, или закон причин и
последствий".)
Далее
следует отметить, что проповедуя своё учение, Будда постоянно подвергался
испытаниям и искушениям. Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветлённого"
отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями,
своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его
радостями жизни. Но Будда победил всё, в том числе и свои сомнения, и
вскоре произнёс в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси, свою первую проповедь,
ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих
учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой
религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный всё
умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по
городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя своё учение.