Заканчивая этот небольшой экскурс по самому древнему Японскому религиозному
учению, сейчас мы рассмотрим как повлияли на это учение, а также на сам уклад
жизни японского народа, такие направления философской мысли как буддизм и
конфуцианство.
Будучи
закрытой для мира до 1853 г. Япония на протяжении 6-9 в.в. интенсивно вбирала в
себя культуру с материка: в области политики - государственное устройство и
церемониал, основанный на конфуцианских положениях (из Китая); в области
идеологии - буддизм (из Индии, через Китай).
Буддизм - одна из самых древних трех мировых религий. Он
"старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых
двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских
стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах
Европы и Америки. Более двух с половиной тысяч лет назад его возвестил людям
Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвящённой
буддизму книге вы найдёте основанный на религиозной традиции рассказ о жизни
странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и
назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает "просветлённый
высшим знанием", "осенённый истиной".
После
бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели,
Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию -
указать живым существам путь избавления от страданий. Он избрал для своего
воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама
(отсюда его родовое имя - Готама). Род этот входил в племя шакьев,
жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.
Как и
боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим
людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела
однажды во сне, что к ней в бок вошёл белый слон. Через положенное время она
родила младенца, покинувшего её тело также необычным путём - через подмышку.
Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу
того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек
новорождённому свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали
Сиддхартхой, что значит "выполнивший своё назначение".
Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он
окружил ребёнка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему
блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре
подарила ему сына.
Но
однажды, во время прогулки по городу, Готама встретил покрытого язвами
больного, сгорбленного годами, дряхлого старика, погребальную процессию и
погружённого в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ
страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве
искать путь, ведущий к избавлению от страданий.
В течение
семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над
текстами священных книг жрецов-брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшись
от ложных премудростей, Готама путём внезапного озарения, достигнутого
долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу
речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешнем Бодхгае (штат Бихар).
Постижение Готамою озарения, согласно традиции, ознаменовалось открытием
"Цепи Причинности" (двенадцать Нидан). Проблема, мучившая его
многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, Готама
дошёл до источника зла:
12. Существование есть страдание, ибо в нём
заключены старость, смерть и тысяча страданий.
11. Я страдаю, потому что я рождён.
1О. Я рождён, потому что принадлежу миру бытия.
9. Я рождаюсь, потому что я питаю в себе
существование.
8. Я питаю его, ибо я имею желания.
7. У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
6. Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
5. Это соприкосновение производится действием моих
шести чувств.
4. Мои чувства проявляются, ибо, будучи
личностью, я противопоставляю себя безличному.
3. Я - личность, ибо я имею сознание, пропитанное
сознанием этой личности.
2. Это сознание создалось вследствие моих прежних
существований.
1.
Эти существования омрачили моё сознание, ибо я не знал.
Принято
эту двенадцатиричную формулу перечислять в обратном порядке:
1. Авидья (омрачённость, невежество).
2. Самскара (карма).
3. Вижнана (сознание).
4. Кама - рупа (форма, чувственное и не
чувственное).
5. Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ
чувств).
6. Спарша (соприкосновение).
7. Ведана (чувствование).
8. Тришна (жажда, вожделение).
9. Упадана (влечение, привязанности).
1О. Бхава (бытие).
11. Джати (рождение).
12. Джара (старость, смерть).