Прежде чем мы приступим к рассмотрению основ
Айки-до, проанализируем вначале термины и понятия, которыми оперируют при
изучении как Айки-до, так и других единоборств.
А начнём мы с самого термина "Айки-до".
Слово "Айки-до", при всей своей внешней простоте, кроет в себе
глубочайший пласт культуры Востока, которая в корне отличается от нашей,
западной. Морихэй Уэсиба был глубоко верующим человеком. То искусство,
которое он назвал "Айки-до" - это итог в большей степени не физических,
а духовных исканий. Сам Уэсиба называл своё искусство не иначе как "Искусство
Мира". На Западе термин "Айки-до" переводят по-разному: "Метод
взаимодействия с ки", "Путь слияния с ки", "Метод или путь (до)
к Координации или Гармонии (ай) Жизненной энергии Духа (ки)" и т.
д. Уэсиба писал по этому поводу:
"Поскольку слово "гармония" (ай) созвучно
слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному бу-до
название "Айки-до". Слово "айки" - очень древнее, но я вкладываю в
него совершенно иной смысл, чем воины древности.
Айки -
это не приёмы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к
установлению мира во всём мире и объединению всех людей в одну семью".
В настоящее время существует множество учебных
пособий по Айки-до. В каждом из них мы можем найти описание так
называемых приёмов. В основном эти приёмы повторяются в каждом пособии (хотя и
несут иногда налёт субъективности автора пособия), делая пособия похожими друг
на друга как братья-близнецы. При детальном рассмотрении приёмы представляют
собой описания более-менее стандартных ситуаций, которые теоретически могут
возникнуть в поединке между противниками. Как правило, авторы пособий
предоставляют своим последователям набор из 20-50 приёмов в виде рисунков или
фотографий (иногда даже без письменных комментариев к ним) и краткий экскурс по
биографии Морихэя Уэсибы. Предоставив такой материал, авторы обязательно
укажут на то, что общее число приёмов составляет от 3 до 10 тысяч (в зависимости
от автора), предоставив читателю самому домысливать их содержание и их
применение. Сейчас же мы обратимся к самому термину "приём".
Если рассматривать понятие "приём" в контексте
единоборств, то мы получим следующее определение: приём - это движение или
группа движений, которые использует человек для проведения атакующих или
защитных действий, причём эти действия в основном направлены на повреждение или
нейтрализацию тела противника. Следуя же методикам преподавания единоборств,
приёмы выглядят как набор шаблонных действий, на основе которых в последствии
строится общая линия атаки или обороны. Некоторые школы единоборств содержат в
своём арсенале до нескольких тысяч таких приёмов и они, как правило, чётко
описаны. Но анализ этих приёмов приводит к тому, что в своей сущности приёмы
представляют собой комбинации более-менее простых действий. Это всевозможные
удары, захваты, замки, зацепы и надавливания разными частями тела. Единоборства
строят свою тактику на преобладании одного из этих действий по отношению к
другим. Айки-до, как один из видов бу-до, например, взяло на
вооружение технику захватов, дополнив их специфической техникой сопровождения
атакующих действий противника. На очень высоких уровнях мастерства Айки-до
является техникой ведения тела противника путём управления его сознанием без
применения захватов вообще (что не раз демонстрировал Морихэй Уэсиба).
Хотя в пособиях мы встречаем описания этих техник, сам Уэсиба не давал
описания отдельных приёмов, а демонстрировал своё искусство как целостную и
гармоническую систему. Он говорил:
"День за днём
Тренируй своё сердце,
Оттачивай свою технику:
Используй одно, чтобы победить многих!
Такова дисциплина Воина.
В Айки-до нет ни формы, ни стиля.
Движения Айки-до - это движения Природы, и эти движения глубоки и
бесконечны".