А теперь
от буддизма перейдём к другому направлению философской мысли - к
конфуциацизму.
Филисофско-этическое учение Конфуция зародилось в Китае почти
одновременно с зарождением буддизма в Индии. Конфуций учил, что
каждый пребывает в "пути". Проходя путь от рождения до смерти, человек
встречается с различными радостями и невзгодами судьбы. Одной из причин
несчастий человека, согласно учению, является недостаточное эмоциональное
совершенство человека и неподготовленность к "пути". Конфуций
считал, что, хотя интеллектуальный рост личности исключительно важен, это ещё
недостаточное условие того, чтобы человек справился с проблемами "пути".
Необходимо установить контроль над эмоциями посредством их гармонизации.
Культивированную личность Конфуций представлял как человека, владеющего
своими эмоциями соответственно "пути", по которому он идёт, так что
трудности, встречаемые им на пути, не в состоянии заставить его изменить своим
принципам. Контроль над эмоциями - это отнюдь не торможение их. Конфуций
считал, что насилие над собственной личностью или над другими людьми приводит
только к временным успехам - рано или поздно образуется брешь. Согласно
Конфуцию, необходимо внимательно изучать свой "путь" и пользоваться
убеждением для воздействия как на собственную личность, так и на других людей.
В центре
учения Конфуция (как неотъемлемая часть "пути") лежат
межличностные контакты. Конфуций учил, что природа человека социальна,
что человек не может существовать вне общества. Он подчёркивал как важно
проявлять лояльность по отношению к другим людям: "Прежде чем начать какие-либо
действия по отношению к другому человеку, подумай: справедливо ли будет, если
это случится со мной? В то же время, будучи отзывчивыми, мы не должны
приспосабливаться к другим людям и слепо им следовать, но оставаться верными
своим собственным принципам. Если моё сердце говорит, что я прав, то я должен
идти вперёд, даже если тысячи и десятки тысяч против меня."
Важным
средством гармонизации эмоций в учении Конфуция является правила "ли",
устанавливающие нормы личного поведения. Они регламентируют формы поведения
отдельной личности, виды межличностных контактов, взаимодействие между
отдельными социальными группами и классами. Правила "ли" включают также
разнообразные личные и групповые ритуалы и церемонии: жесты, которыми люди
обмениваются в различных ситуациях, формы этикета при контактах между взрослыми
и детьми, одежда членов семьи, ритуалы во время религиозной службы и др. В этом
отношении был достигнут очень строгий формализм, определивший в некоторых
случаях даже положение каждого отдельного пальца руки.
Что же
касается медитации, то Конфуций формально не признавал её как средство
гармонизации личности. Но на практике, с помощью правил "ли", особенно их
ритуальной части, он фактически создал различные формы динамической медитации
(концентрации на движениях и жестах). (Многие формальные упражнения в
единоборствах (ката, таолы) в своей сущности также являются динамической
медитацией).
Но
вернёмся теперь к Айки-до и к его основателю. Морихэй Уэсиба с
детского возраста познакомился с некоторыми направлениями буддизма и
отдавал много времени познанию глубин этого учения. Так, в возрасте 7 лет, он
брал уроки у Мицудзё Фудзимито, священника из храма Дзидзодзи
буддийской секты сингон. Он очень глубоко для мальчика своих лет изучал
предмет и проявил небывалый интерес к медитациям, заклинаниям и молит вам этой
эзотерической секты. В возрасте 10 лет Уэсиба изучал дзэн-буддизм
в храме Хомандзи в городе Акицу. Эти уроки дали сильный толчок к
укреплению духа и тела будущего О-сэнсэя. Чтобы он не делал, где бы он не
находился - он всегда служил примером стойкости духа и несгибаемости
воли. Это так же сказалось и на том упорстве, с каким Уэсиба
изучал боевые искусства. Как вспоминает сын Уэсибы, Киссёмару
Уэсиба, тогда ещё ребёнок, он чуть не плакал, наблюдая, как отец
безжалостно и сурово изнурял себя тренировками.