Преподобный Дегучи
В 1919 года Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы отправиться в Танабэ к больному отцу. В дороге он услышал массу слухов о странном монахе - лекаре и чудотворце, проживающем в Аябэ, преподобном отце Дэгучи (его прежнее имя Уэда Китасабуро). Дэгучи был духовным наставником Оо-мото-Ке, секты Великого Источника. В 1898 году на него снизошло откровение: он услышал “небесный голос”, который сообщил ему следующее:
“Ты должен познать самый чистый и благородный путь – путь, который ведет к Небу. Ты должен очистить свое тело и душу, чтобы суметь пробудить людей. Тебе надо стать Служителем Бога. Распространяй Свет в этом мире. Стань Солью спасения и очищения. Лечи тела и души. Отдай свою жизнь людям и Пути к Небесам. Без настоящей силы любви ты сможешь достичь этого. Десять последующих лет станут решающими. Ты познаешь ненависть и гонения. Смело ступай вперед с силой Господа. Не отступай. Господь прольет на тебя Свой Свет”.
В 1907 году Дэгучи стал великим учителем Оо-мото-Ке. С этого времени и до своей смерти, в 1948 году, он развернул колоссальную многоплановую деятельность: создал ежедневную газету “Тайсе-Нити-Мичи”, составил японско-эсперанто словарь, учредил Ассоциацию Всеобщей Любви и Братства, учредил Ассоциацию по Распространению Воинских Путей Великой Японии, создал Всемирную Федерацию религий, учредил газету “Дзинрю-Айдзэн-Симбун”, заключил союз с китайскими сектами под названиями “Общество Доктрины Основополагающего Единства” и “Общество Строгого Следования”. В 1925 году Дэгучи связался с Белым Братством Болгарии (позже Всемирным Белым Братством), возглавляемым Петром Деюновым (1864-1944).
Под руководством Дэгучи секта Оо-мото-Ке стала мощной организацией, имеющей многочисленные ответвления по всей Японии и за границей. Ее основная цель, “внешняя” и “видимая”, находилась в тесной связи с имперским проектом “сферы общего процветания Азии”, иными словами, Дэгучи предлагал установить на земле “Царство Единого Бога”, основанное на политическом, культурном и экономическом союзе между Китаем и Японией.
Уэсиба Морихей посетил Дэгучи в конце сентября 1919 года и уехал в Танабэ только 28 декабря. Его отец умер 2 января 1920 года. На могиле сын испытал сильное потрясение, которое укрепило его уверенность в религиозном призвании. В том же году Уэсиба потерял двух первых своих детей, умерших в раннем возрасте. После всех невзгод он решил присоединиться к Дэгучи и переехал в Аябэ.
По совету своего нового духовного отца, он открыл здесь додзе, где преподавал Дайто-рю-айки-дзюцу приверженцам Оо-мото-Ке. В 1922 году сюда на некоторое время приехал Такэда для проведения занятий в зале Уэсиба. Если взаимоотношения между Уэсиба и преподобным Дэгучи были превосходными, то совсем иначе выглядели его отношения с другими членами общины, упрекавшими его в авторитарности и нетерпимости.
Рядом с Дэгучи Уэсиба полностью погрузился в учение, которое он в общих чертах освоил еще в секте Сингон (вспомним Фудзимото Мицуе) и которое стало определяющим для его будущего понимания Айкидо-Кото-Тама.
Кото-Тама – это учение о “власти звуков”. Оно практикуется в основном в форме мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов). Вот как характеризует его Мишель Рандом в своей книге “Воинские искусства, или дух Будо”:
“Эзотерическое знание айкидо чрезвычайно глубоко. Учитель Уэсиба посвятил ему всю свою жизнь. Одно из его основных исследований касалось символики и власти звуков.
Пять первозвуков Творения – это И, а затем Е, А, О, У. По святому Иоанну, “И” является первоначальным звуком, соответствующим слову Евангелия: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Звуки Е, А, О, У представляют 4 этапа творения. Эти 4 этапа символизируют ритм дыхания Вселенной. Эти 4 ритма порождают 8 сил, которые также являются 8 цветами, 8 звуками. Цифра 8 в Японии и вообще на Востоке – это цифра бесконечности.
4 этапа У, О, А, Е развивают первоначальную Энергию, создают внутренний и внешний мир. Каждая буква представляет одну из сфер Бытия. Звуки означают проявленный мир…
Каждая сфера имеет свои вибрации, соединяющие духовную сущность с физическим телом…
4 сферы Проявления, умноженные на 8 сил, порождают 32 состояния действительности…
Это знание берет свое начало в эзотерическом учении Синто…”
По мнению Уэсиба Киссомару, сына Учителя, взаимодействие между айкидо и Кото-Тама состоит в том, что айкидо следует рассматривать как конкретную интерпретацию и воплощение учения о “власти звуков”.
Под влиянием теории Кото-Тама, Уэсиба значительно изменил характер преподавания Дайто-рю-айки дзюцу и начал называть свое искусство “Айки-бу-дзюцу”.
Между тем, на Оо-мото-Ке начались гонения. С 1921 года Дэгучи по обвинению в оскорблении императора находился под домашним арестом. Тем не менее, ночью 13 февраля 1924 года он, не считаясь с запретом, уехал в китайскую Монголию в сопровождении нескольких преданных ему лиц и Уэсиба в качестве телохранителя.
По приезду на место с помощью некоего Лу Чжан Гуэя он создал “Независимую Армию Северо-запада”, взял в свои руки распределение соли и риса, оповестил всех о создании “Царства Бога” и объявил себя “Спасителем мира”. Местный губернатор Чжан Цзо Лин не стал терпеть такого самоуправства в своих владениях, казнил Лу Чжан Гуэя и приговорил к смерти приезжих японцев. Только вмешательство японского консульства позволило Дегучи и Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 года целыми и невредимыми. Благодаря перенесенным в этой авантюре испытаниям, Уэсиба впервые узнал о своей способности к предвидению. Оказывается, во время смертельной опасности он “чувствует”, он “знает” о нападении врага еще до того, как оно происходит. Мистическая интуиция (“точки белого света”) указывает ему даже траектории полета пуль.
Отныне Ван Шу Гао (мистический псевдоним Уэсибы в Монголии) изменил свой взгляд на боевые искусства. Год спустя, в 1926 году, после очень интенсивной тренировки у него было видение, которое он описал следующим образом:
“Внезапно я осознал, что земля и небо начинают вибрировать. От земли исходила духовная энергия, похожая на золотой пар, который обволок мое тело, преобразуя его в золотое. В этот момент я был способен достичь Сердца Мира. Отныне вся земля – мой дом. Я понял, что единоборства Будо бесполезны, если победа достигается силой. Они не должны быть теми инструментами, которые доведут мир до краха, их роль в том, чтобы Сердце Мира стало твоим и чтобы повсюду царил мир…”
Так родилось Айкидо! Тем не менее, пришлось ждать еще 15 лет, чтобы этот термин стал использоваться официально. В 1927 году Уэсиба покинул Аябэ и переехал в Токио, где преподавал в додзе, расположенном в его собственном доме. В 1930 году он начал строительство додзе в Вакамацу-Се, “Кобукан”, которое было открыто в апреле 1931. Из-за чрезвычайно трудных тренировок, проходивших в зале Кобукан, он был прозван “Дзигоку-додзе” (Зал Преисподней).
http://www.zonabudo.ru/os_ayk.php