Объяснение повышенного внимания Учителя Уэсибы
к двойному функционированию единства и свободного проявления ки в том,
что он видел в сущности ки сущность своего бу-до. Приняв это за
точку отправления, мы обязаны продолжить разъяснение концепции ки как
центральной концепции Айки-до, и далее развить вопрос о значении её
применения в повседневной жизни.
Ученик, регулярно занимающийся Айки-до,
должен иметь собственные взгляды на ки даже при незнании её исторических
и теоретических основ. Как мы говорили выше, ки - это древний принцип,
лежащий в основе восточно-азиатских философских учений и религий. Однако
существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с
индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической
подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и
представлений занимающихся о ки неизбежны.
Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это
ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или:
"это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда",
или: "это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания,
достигаемое в процессе занятий Айки-до", или: " это непроизвольное,
бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую
разрядку", и т. д.
Каждый ответ справедлив в том смысле, что
выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А, будучи выражением
личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то
принципиальные различия в приведённых ответах ничтожно малы, а их большое
разнообразие отражает не только трудность точного определения ки, но и
показывает, что за счёт своей широты и глубины понятие ки не поддаётся
единому определению.
Притом, что тема ки может рассматриваться
в религиозном и философском аспектах, нас интересует подход к ней на основе
личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ки
понимается и постигается в процессе развития личности, это ведёт к становлению
характера и развитию личности как целого. Одновременно, такое восприятие ки
неизбежно ведёт к принятию её философской и духовной базы. Безусловно,
правильное понимание ки должно достигаться как на опыте, так и за счёт
интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда
разрабатываем программу занятий, методы, содержание и последовательность.
Абсолютная цель тренировок в Айки-до - это
достижение единства ки, тела и разума. Но уникальность Айки-до
состоит в том, что значение согласования движений с потоком ки
подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и
развитию ки, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики
учатся соединению ки разума и тела не только в движении, но и даже до
начала любой тренировки вадза. Их учат, например, что ки
концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей
естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда
человек стоит и расслаблен. Когда поток ки идёт через руки и кончики
пальцев, руки без оружия сами становятся оружием, называемым тэ-гатана,
что буквально означает "рука-меч". Перед началом обработки движений
принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как
кокью-хо (буквально - дыхательный метод), в положении как сидя, так и
стоя, и учиться правильно определять расстояние (ма-ай) между собой и
партнёром.
Основным моментом является то, что в отличие от
других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы
бу-до, которые учат соединению разума, техники и тела, Айки-до
делает упор скорее на ки, чем на технику, и тренирует соединение ки,
разума и тела. Конечно, тренировка вадза осуществляется постоянно, но
степень мастерства зависит от степени соединения ки, разума и тела, и
это единственная база для оценки уровня профессионализма в Айки-до.
В данном пособии мы рассмотрим основные принципы
ки, её аспекты в практике боевых искусств и в обыденной жизни, которые
разработал один из талантливейших учеников О-сэнсэя Коити Тохэй.
Интересна биография этого человека.
Родился Коити Тохэй в Токио в семье
государственного чиновника. С девяти лет он начинает заниматься дзю-до
под руководством своего отца. Его отец давал уроки дзю-до студентам в
университете, так что маленький Коити сразу начал заниматься с парнями,
которые были в два раза его старше. Сначала им легко удавалось положить его на
лопатки, но постепенно Коити становился сильнее.