ДЫХАНИЕ
Дыхание представляет собой повторяющийся процесс вдохов и
выдохов. Наш организм получает «ки», когда мы вдыхаем воздух и выдыхаем двуокись
углерода. Но поскольку вы почувствуете удушье, если будете задумываться о
периодичности собственного дыхания, оно осуществляется бессознательно.
Существует три пути получения «ки».
Во-первых, мы получаем «ки» от своих родителей, это
называется «высшим духом»,
во-вторых, мы вдыхаем «ки» из воздуха,
в-третьих, мы воспринимаем «ки» с пищей.
Если организм лишается кислорода, смерть человека наступает
в течение нескольких минут. В первую очередь мы нуждаемся в свежем воздухе.
Собрать силы организм может, только вдыхая воздух. Человек не может ощутить
прилив сил, если он голоден, но также он не чувствует себя сильным, если принял
слишком много пищи. Подобным образом вам не удастся собрать силы, вдохнув
слишком много воздуха. Максимальная сила наполняет организм только при
размеренном дыхании и размеренном питании. Важно научиться вырабатывать в себе
такое состояние, когда силы ваши приближаются к максимуму. Такое состояние
возникает в том случае, когда вы вдыхаете медленно и глубоко, наполняя легкие на
80 процентов. Во время атаки следует делать резкий выдох.
С другой стороны, сила ваша будет минимальной в момент
между полным выдохом и началом следующего вдоха. Таким образом, атаку партнера
следует проводить на выдохе, но в тот момент, когда партнер только начинает
делать вдох. Если вы будете контролировать нашего партнера при помощи киай, то
добьетесь нужной синхронности.
Дыхание становится прерывистым от страха, возбуждения и
волнения. Поступление воздуха в легкие становится нерегулярным, что ведет к
нехватке кислорода и ощущению удушья.
КИАЙ
Киай представляет собой металлический звук, естественно
возникающий при выдохе, когда вы высвобождаете силу, и образуется он не
вибрацией голосовых связок, а резким напряжением нижней части живота. Между киай
в японских и китайских боевых искусствах существуют определенные различия. В
Японии киай звучит как «эй», «йа», «то», «ха» и т.д., тогда как в Китае это
глухой звук, похожий на «ха» или «фи». В любом случае, это звуки выдоха и вид
дыхательных упражнений.
Киай несет в себе несколько значении: во-первых, это
дыхательное упражнение, во-вторых, это способ встряхнуться в состоянии
усталости, а в-третьих, это выражающий угрозу клич. Однако не следует
пользоваться киай слишком часто — это быстро утомит вас.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АЙКИ И СУКИ
Считается, что когда вы делаете айки, то постоянно
находитесь настороже. Что же представляет собой состояние постоянной
бдительности? Я объясню это на примере.
Во-первых, вы должны избавиться от любых страхов и
волнений, которые вы чувствуете по отношению к своему партнеру, вызвать в себе
безразличное отношение к тому, что партнер может первым нанести вам удар, и
сохранять это отношение даже тогда, когда партнер начнет осыпать вас ударами
(это значит, что ваш партнер не делает айки). Такое состояние спокойствия
вырабатывается в том случае, если ваше тело благодаря тренировкам способно
мгновенно перемешаться в любом направлении и вы полностью уверены в собственных
силах. Состояние, в котором вы поглощаете разумом своего партнера и проводите
атаку, несмотря на то, что в этот момент атакуют вас, и является сущностью
постоянной бдительности. Ваши техники должны быть подкреплены таким состоянием.
Мастер Уэсиба говорил:
«Когда партнер атакует вас, вы должны заглянуть в его
разум и почувствовать, что вы обволакиваете своим разумом разум партнера» (Морихей
Уэсиба. «Тренировки будо в айкидо», с. 7, издательство Института боевых искусств
Сугавара). Что же касается развития в себе такого состояния, то, как я уже
говорил, хорошим способом является мысленное представление о безграничном
расширении вашего тела.
РАБОТА НОГ
От работы ног зависят такие важные элементы боя, как
перенос веса тела, дистанция, сила ударов ногами и т. д. Работа ног, по
сравнению с другими частями тела, особенно сложна.
Теперь я расскажу о работе ног «кошачьего стиля». Когда вы
просто идете, пола сначала касаются пятки, но в кошачьей походке первое касание
осуществляется передней частью стопы. Такая походка называется «цуги-аши», она
бесшумная и дает возможность передвигаться быстро. Во время походки кошачьего
стиля бедра опушены, а колени чуть согнуты.
Если вы будете долго тренировать такую походку, то сможете
научиться ходить мягко и бесшумно, как кошка. Однако когда вы прыгаете в воздух,
тело ваше должно падать вниз со скоростью железной болванки. Как говорится в
китайской пословице: «Взлетать как перо, падать, как железо».
Важный момент работы ног состоит в том, что, когда вы
переносите вес тела с одной ноги на другую, вы не должны делать «нидоаши» или
«ниноаши» (двойного шага). Это означает, например, что при атаке правой ногой вы
должны, во-первых, правильно поставить ее, но обычно левая нога сначала немного
отступает назад при быстром переносе веса тела. Движение сначала левой ногой
назад, а затем правой ногой вперед означает — 1 + 1 = 0, но 0 + 1 = 1, поэтому
двойной шаг очень вреден. Не делайте двойной шаг во время атаки, потому что он
замедлит ваше движение и уменьшит дистанцию, и вы не сможете донести кончик
вашего меча до тела партнера.
При «иссоку итто» (один шаг для одного взмаха мечом) очень
важно синхронизировать работу ног с движениями рук. Нужно тренировать в себе
способность перемещаться в любом выбранном вами направлении. Работой ног также
можно менять дистанцию.
http://kempo.ru/2007/07/05/kak_polzovatsja.html