Автор статьи David Lynch
Автор перевода Александр Карпов
Cпоры о ” боевой эффективности ” айкидо являются популярной
темой информационных групп Интернета. К сожалению, многие дискуссии, делая
сравнения с различными системами рукопашного боя, показывают крайнее невежество
относительно принципов, на которых это искусство было основано.
Айкидо - это не система борьбы, а путь ненасилия,
предназначенньй не для защиты или развития эго, а потенциально, для его
уничтожения. Его ценность - в развитии качеств, диаметрально противоположных
тем, которые можно было бы применить “на улице.”
Если говорить о себе, то эффективность моего айкидо (или
отсутствие такового) будет проявлена в тот день, когда я попаду в смертельно
опасную ситуацию. Мне никогда не приходилось использовать физические методы за
пределами додзё в течение 40 лет тренировок, поэтому я особенно не беспокоюсь на
этот счёт.
Конечно, нужно стремиться к улучшению исполнения техники
более гладко и стремительно. Это всегда является целью для совершенствования.
Однако, имеет ли смысл неиствовать по поводу неадекватности айкидо против
кикбоксинга, вольной борьбы и уличной драки? Имеется и так достаточно материала
для работы в айкидо как таковом, без того, чтобы обращаться к перекрестным
тренировкам или волноваться по поводу стилей, которые отклонились от курса и
оставили нам "разбавленную" и неэффективную версию единоборства. Существует
предел тому, насколько Вы можете учиться от других и, как бы там ни было, Вы не
можете обвинять систему в ваших собственных недостатках.
За эффективность приходится платить и чем больше я вижу
тех, кто утверждают, что достигли её в айкидо или в других областях жизни, тем
больше я проникаюсь сочувствием к обычными людям, у которых нет амбиций быть
эффективными или суперэффективными. В лучшем случае такое отношение
нерелевантно, а в худшем случае - является разрушительным и угнетающим.
Чтобы быть по праву оцененным, айкидо нуждается в
“пространстве”, то есть, духовности, психологической глубине, эстетике,
сострадании и удовольствии. Не говоря о любви! (Кажется, имеется негласное
соглашение о неупомянании про любовь в спорах о боевой эффективности. Этот факт
интересен, в виду важности, которую O-Сенсей придавал этому, утверждая, что
любовь является сущностью айкидо).
Объективно доказать “духовную эффективность” айкидо
нисколько не легче, чем какой-либо технический аспект. Так или иначе — нет
никаких гарантий. Однако я не убежден, что чья-то неспособность исполнять
технику от, скажем, сильного захвата моротэ-дори в стиле "ивама" свидетельствует
о недостатке духовного развития. Связь между духом, мышлением и телом более
сложна чем это.
Кривая обучения широка и было бы логично ожидать, что
придется потратить всю свою жизнь, работая над собой, и при этом не оказаться
способным похвастаться законченным просвещением в айкидо или вне айкидо. И это
не причина, чтобы отказаться от усилий: занятия айкидо с духовной целью, а не
только лишь с целью достижения технической эффективности, являются хорошим
началом.
В то же время выгоды для здоровья, умственного и
физического развития вполне оправдывают серьезные, регулярные занятия, без
фиксации на боевой эффективности или боязни тех, кто концентрируется только на
этом. Поскольку айкидо — это индивидуальный поиск, додзё, которое Вы выбираете,
важно лишь только в той степени, в которой это удовлетворяет Вас, и попытка
оспаривания одного додзё перед другим является бессмысленной .
Что касается меня, то тренировки по таким разным методам
обучения, как Кисюмару Уесиба, Коичи Тохей, Гозо Сиода, Кендзи Симизу и других,
в течение моего длительного пребывания в Японии фактически вынудили меня искать
какие-то относительно общие принципы. Я был открыт для получения новых знаний
без того, чтобы ограничивать свои интересы или впадать в сектанство.
Но знание - это не мудрость. Знание добывается посредством
органов чувств, которые не могут и никогда не были предназначены для передачи
правдивой информации о вселенной. Преследование всё более и более технического
знания не приблизит, а скорее уведет нас прочь от предназначения айкидо.
Я имел обыкновение немного раздражаться, когда слышал как
люди говорят, что тот или иной стиль, которым я занимался, не является “айкидо.”
(Видимо, это было обычным способом высмеивания, принятым в Японии.) В то время
как я допускал, что моя собственная интерпретация могла быть несовершенной, мне
казалось невероятно высокомерным сбрасывать со счетов главные японские стили
айкидо такими легкомысленными замечаниями.
В конце концов, главные стили были созданы мастерами,
которые долгое время учились у Основателя, и теми, кто посвятил свою жизнь
айкидо. Через некоторое время для меня стало очевидным, что выражение “это не
айкидо ” - мелко и бессмысленно. С тех пор, как мне пришлось услышать его в
адрес каждого из основных стилей, это высказывание перестало меня беспокоить.
Однако, такое утверждение может легко отбить охоту новым
ученикам, пытающимся понять специфическую версию боевого искусства, так что я
предлагаю им обратиться за советом к словам О-Сенсея:
“Неудача - это ключ к успеху; каждая ошибка нас чему-то
учит. Будьте благодарны даже за тяжелые испытания, неприятности и плохих людей.
Преодаление таких трудностей является необходимой частью обучения.” (из книги
Джона Стивена “Искусство миролюбия”.)
Что касается собственного определения айкидо О-Сенсеем,
вероятно это правда, что мы занимаемся “не айкидо”, независимо от того, какой
системе обучения мы следуем. В этом отношении мы все в одной корзине; нам всем
нужно долго учиться, как следует из слов О-Сенсея (снова привожу слова из книги
Джона Стивена):
“Есть много путей к вершине горы, но только одна вершина -
это любовь”
” Как только Вы начинаете разделять своих собратьев на
хороших и плохих, Вы отводите место для злонамеренности в своем сердце.
Испытание, конкуренция и критика других ослабляет Вас и наносит Вам вред. “
“Вы здесь находитесь с одной единственной целью для
осознания своего собственного внутреннего богоподобия и проявления своей
врожденной просвещённости.”
Более опытные айкидоисты продолжают критиковать своих
коллег из других стилей и заявляют, что их путь — единственный к вершине горы,
несмотря на то, что они сами явно еще не достигли вершины.
http://www.crag.ru/news.html?id=578