Остерегайтесь самодовольства.
Знайте, что оно приходит от мелочных мыслей
и легко приведет вас к компромиссам со своими идеалами,
игнорируя безграничность Природы.
Это то, что прежде
всего должен знать всякий, кто хотел бы заниматься Айкидо. Идти через движения
Айкидо без знания Ки — все равно что готовить блюдо без приправы: у него будут
форма и внешний вид, но оно ни солоно, ни сладко. Не может быть истинного
понимания Айкидо без Ки.
Само название Айкидо
означает метод взаимодействия с Ки, и в повседневной практике Айкидо такие
выражения, как "Посылай Ки", "Веди Ки своего противника", "Не загоняй Ки
внутрь", "Не прерывай течения Ки", используются постоянно.
На Востоке полагают,
что сама по себе идея Ки несложна для понимания, но в английском языке трудно
подобрать подходящие слова для ее выражения*. Это касается не только Ки всего
сущего, но и всего нашего существования, вплоть до самых мелочей.
Давайте разберем
принципы Ки.
Солнце было зажжено
давным-давно. Если бы оно загорелось сейчас, оно должно было бы начать гореть в
определенное время. Если мы спросим, что было там до этого, мы можем ответить
только, что там ничего не было. Однако мы знаем, что нечто не может возникнуть
из ничего. Мы должны заключитьь что, несмотря на кажущееся отсутствие там чего
бы то ни было, там все же должны были бы быть признаки присутствия чего-либо
такого, из чего возникло Солнце. То же касается Земли, Луны и звезд.
Сначала небеса и Земля
должны были находиться в крайне жидком состоянии, без цвета или формы. Ничего
еще не было там, однако там что-то было, могли бы вы сказать. Это состояние мы
называем Ки. Многие называют это Богом, другие говорят Будда и применяют
множество других имен в зависимости от того, где они живут.
Возьмем кусочек
какого-либо вещества и разделим его на две части. Продолжим деление частей
пополам. Теоретически вы можете продолжать этот процесс и никогда не достигнуть
нуля. Всегда будет что рассечь пополам. 0x1 равно 0. О х 100 равно 0. Если вы
достигнете нуля, то уже нет способа вернуться к вашей исходной единице. Но
покуда есть такие субмикроскопические частицы материи, когда почти, но не совсем
ничего нет, существует возможность соединения этих частиц в виде Кое-чего. Если
мы допускаем такой ход рассуждений, то мы можем принять теорию о том, что небо и
земля образовались из бесконечности соединившихся одна с другой бесконечно малых
частиц материи.
Откуда взялся человек?
Он был рожден родителями-людьми. Если бы мы продолжали спрашивать: "А перед
тем?", "А до этого?", мы пришли бы к заключению, что человек есть тоже часть
созидательного процесса всеобщего, бесконечного слияния воедино бесконечно малых
частиц материи.
Итак, мы называем это
состояние Ки. И небеса, и земля, и человек, и все вещества любых разновидностей
были рождены Ки и возвращаются к Ки. Даже если они не возвращаются к Ки, они все
же являются частью всеобщей Ки. Мы можем сказать, что человек сам есть масса Ки,
окруженная его телом. Но это то же самое, как если бы человек в океане окружил
воду руками и сказал: "Это моя вода". Поскольку вода действительно окружена его
руками, он может быть прав относительно его собственности на воду, однако с
точки зрения воды она всегда находится в состоянии жидкости и она — океанская
вода. Человек может утверждать, что он — руководитель своей собственной жизни,
только хорошо бы ему помнить, что его жизнь есть часть всеобщей жизни.
Если эта истина
становится действительно частью сознательного существования человека, только
тогда может он утвердиться в единстве со всеобщей Ки, и тогда только достигнет
он той вечной жизни, что лежит вне смертной жизни и смерти.
"Что такое Айкидо?" -
Коити Тохэй. 9-й Дан.
http://aikidodojo.boom.ru