Вне всякого сомнения,
география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных
Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили
культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство. Благоговение перед духом
авантюризма и пионерства - это одно из самых сильных звеньев, которые связывают
людей в современной Америке, стране, в которой нация превратилась в почти
хаотичную смесь разных народов. В противоположность США, Япония в течение всей
своей истории была вынуждена располагать большое население на очень маленькой
географической площади. Кроме того, население было разбросано по островам. Люди
были - и остаются - вынуждены жить очень тесно друг с другом, практически не
имея никаких шансов избежать этого. И вполне естественно, что японская культура
превратилась в культуру, для которой приоритетами стали порядок, подчинение и
закон. Благополучие группы считается гораздо более важным, чем благополучие
одного человека. Даже довольно консервативный американец недоверчиво и
настороженно относится к властям и любой силе, посягающей на его свободу.
Обычный японец рассматривает власть как необходимую для выживания всего общества
структуру, а подчинение властям - скорее как форму сотрудничества, чем
принуждение. Конечно, и в Соединенных Штатах существуют согласие и подчинение, а
в Японии - индивидуализм, однако приоритеты в этих странах по-прежнему остаются
абсолютно разными.
Для понимания
японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах
общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих
представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского
института додзё и, в особенности, додзё Айкидо.
Слово додзё означает
"место, где проходит путь". Изначально понятие додзё было связано с храмами и
религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители
занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё стало
применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки
- фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых
тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и
порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель
монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих
школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени
влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия "внешнего"
Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в
природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в
Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не
пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие до, или жизненного
пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели,
которой человек себя посвящает.
Другой важный вклад,
который внесло додзё, повлияв на современные боевые искусства - это этика
воинского братства, Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут
на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать невероятный
стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские
братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми
всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в
важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему
и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным,
редко бывают стабильными и результативными.
Необходимо добавить,
что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзё, вне
зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становится
неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила
этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает
терять контроль над собой. Додзё в боевых искусствах, создавая специфические
условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское
поведение. Последствия нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не
просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских
обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение.
Поскольку Айкидо,
являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование человеческого
духа и установление мира во всем мире, додзё Айкидо вобрали в себя значимость
религиозных и воинских додзё. Айкидо - это не религия, оно не имеет каких-либо
догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзё Айкидо - это
храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во
Вселенной. Додзё Айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского
общества, поскольку Айкидо - это будо, путь воина. Айкидо - это не абстрактная
теория духовных ценностей. Айкидо - это практическая тренировка, закаляющая ваш
дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми.
Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае
стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого
будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт.
Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений.
Необходимыми
элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок,
вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Как же проявляются
эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзё должны разделять
ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно быть
кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии
додзё и друг друга. Додзё - это не спортивный зал, для уборки которого нанимают
специальных людей. Занимающиеся в додзё должны рассматривать его уборку как
духовное упражнение; состояние додзё отражается на внутреннем состоянии самих
учеников.
Поддержание личной
чистоты - это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо.
Занимающийся Айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке.
Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном
месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие.
Хотя сотрудничество
является очень важным элементом, додзё - не демократия. Цепь подчинения и
смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии
додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай) и младших
учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим,
поддерживать и усиливать учение своего сенсея. В большом додзё сенсей не может
уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие
ученики учатся правильно и в додзё идет необходимая работа - это обязанность
старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не
сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни
путей додзё, ни принципов Айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть
свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики
должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим
положением для унижения младших. Иерархия в додзё не означает, что вы не должны
проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит
оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё
превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования,
превращается в опасное занятие.
Соблюдая правила
этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры поведения. Вы
должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны
и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или
неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. - все эти внешние
проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности.
Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок.
Так что этикет и
правила додзё - не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для
хорошей тренировки. Например, в современных додзё Айкидо у каждого ученика для
тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения - это
грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах,
которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их
мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под
рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие
без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек,
позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться.
В додзё Айкидо мы не
хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают смертью. Если
вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий боевыми
искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и был создан
этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет
крайне ограниченным. Постоянное напоминание о том, что в будо жизнь и смерть
всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того и другого. И
тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и жизни других
людей, станет гораздо сильнее.
Мицуги Саотомэ
http://aikidodojo.boom.ru