Отрывки
из книги, составленной Сьюзан Перри
(редактором журнала Aikido Today Magazine)
Однажды в
Иваме мы с О-Сэнсэем смотрели еженедельную самурайскую телепрограмму. О-Сэнсэй
не очень много говорил о технике. Это была типичная самурайская драма, в которой
кучу плохих парней порубили в капусту. После этого мы посмотрели вестерн,
дублированный на японский язык. Там были герой, злодей и убийца, нанятый
злодеем. В самом конце фильма наемный убийца выходит один на один с героем,
получает пулю и умирает. О-Сэнсэй был так расстроен. Он сказал: «Вот видишь, в
чем проблема с Западом - насилие!»
Удивленный тем, что О-Сэнсэя расстроила эта единственная смерть, в то время как
в самурайском фильме было убито куда больше людей, я спросил: «О-Сэнсэй, вы
знаете, сколько людей погибло в получасовом самурайском фильме? Вдвое больше».
Но они не считались. В самурайском фильме смерть была безликой; это были
персонажи, которых ты не знаешь; они здесь для того, чтобы показать стиль
фехтования героя. А в вестерне были выведены персонажи, к которым ты
привязывался до того, как их убивали у тебя на глазах. О-Сэнсэй считал это
гораздо большим насилием.
Роберт
Фрэгер
О-Сэнсэй
любил бывать в додзё и разговаривать с людьми. Очень многие приходили поговорить
с ним. Казалось, к нему всегда приходило множество женщин старшего возраста. Эти
женщины не занимались Айкидо, они приходили просто поговорить с ним; некоторые
из них жили по соседству. Люди, любившие поговорить о духовных вещах, также
заходили пообщаться с ним.
Садатэру
Арикава
Ученики,
жившие вместе с О-Сэнсэем в Иваме, работали на ферме, чтобы прокормиться.
О-Сэнсэй был очень энергичным и пользовался более тяжелыми сельскохозяйственными
инструментами, сделанными специально для него. Когда О-Сэнсэй нес что-нибудь, то
использовал шест, вдвое тяжелее, чем те, что несли ученики.
Морихиро
Сайто
Однажды
О-Сэнсэй сказал мне: «Саотомэ, нужно придвинуть каменную ступеньку немного ближе
к дому, а то трудно заходить в дом». Глядя на цельный кусок мрамора шести футов
длиной и объемом в один квадратный фут, на который указал мой учитель, я
понимал, что он слишком тяжел даже для двух человек. Я сходил в сарай за
инструментом и начал сооружать самодельный рычаг, как вдруг услышал сзади голос
О-Сэнсэя: «Саотомэ, что ты делаешь?» Он нетерпеливо оттолкнул меня в сторону и
схватил один край мраморной глыбы. Тихо крякнув, он приподнял его и передвинул
на необходимые шесть дюймов. Затем он подошел к другому краю и, проделав ту же
процедуру, завершил работу. Я стоял, уставившись на него с открытым ртом, а он
пробормотал с отвращением: «Современные парни такие слабые!» Мне было чуть
больше двадцати лет, и мои мышцы были сильными и хорошо развитыми от ежедневных
многочасовых тренировок Айкидо. Но я не мог сдвинуть с места мраморную
ступеньку, которую семидесятивосьмилетний мастер Айкидо передвинул так легко.
Мицуги
Саотомэ
У
О-Сэнсэя не было других интересов кроме сёдо (каллиграфии), мисоги и Айкидо. Я
сопровождал О-Сэнсэя, когда Хикицути Сэнсэй открывал свой додзё в Сингу в 1952
году. Мы оставались там примерно три недели, и в течение этого времени О-Сэнсэй
каждый день преподавал с пяти до семи утра. Но после этого до шести вечера не
было никаких занятий. Заметив, что между занятиями остается много свободного
времени, О-Сэнсэй предложил, чтобы я преподавал каллиграфию местным детишкам. На
занятие пришло около тридцати детей. О-Сэнсэй сказал: «Если ты учишь детей, то
они должны платить тебе за занятия, а ты должен в обмен научить их какой-нибудь
замечательной технике». Я начал занятие, а О-Сэнсэй за всем эти наблюдал. Когда
он наблюдал за тем, как мы вместе с детьми пишем кистью, его глаза сделались
очень добрыми. Он заинтересовался тем, чем мы занимались, и сказал: «Ну, может
быть я тоже немного позанимаюсь с вами».
Мы вместе
с О-Сэнсэем занимались каллиграфией. Каллиграфия О-Сэнсэя уже тогда была
удивительной. Он был очень искусным каллиграфом с очень раннего возраста. Когда
О-Сэнсэй писал, то вкладывал свою энергию, свою жизненную силу в то, что он
писал. И можно сразу же заметить, что хоть тело О-Сэнсэя и исчезло, но его
невероятная жизненная сила по-прежнему сохраняется в его каллиграфии. Она так
трогает, потому что О-Сэнсэй сознательно вкладывал свою энергию и жизненную силу
в свою каллиграфию. Мы можем постигнуть недоступную взору силу ки О-Сэнсэя.
Каллиграфия обычных людей, как правило, со временем исчезает, но с каллиграфией
О-Сэнсэя этого не произойдет. О-Сэнсэй продолжает жить в своих работах, несмотря
на то, что тело его исчезло тридцать три года назад. Он продолжает жить, и будет
жить и через пятьдесят и через сто лет, потому что в отличие от мастеров
каллиграфии, популярных лишь какое-то время, каллиграфия О-Сэнсэя всегда будет
обладать очарованием. Вы могли бы написать, что О-Сэнсэй - это его сёдо. Его
каллиграфия и его жизнь - это одно и то же. Его жизненная сила - это сёдо. Они
едины и неразделимы. Тело О-Сэнсэя стало прахом и воздухом, но его жизнь
продолжается в его каллиграфии. И, по сути дела, верные техники Айкидо О-Сэнсэя
продолжаются в его каллиграфии. И не просто продолжаются, а будут продолжать
развиваться и расцветать всегда.
Сэйсэки
Абэ
http://aikiportal.com.ua