Отрывки
из книги, составленной Сьюзан Перри
(редактором журнала Aikido Today Magazine)
Предисловие
Эта
подборка личных воспоминаний о Морихэе Уэсибе, основателе Айкидо, появилась
благодаря исключительным усилиям Сьюзан Перри, редактора журнала Aikido Today
Magazine.
С самого
начала проекта эта книга вызвала у меня большой интерес, и я с нетерпением
ожидал ее выхода в свет. Я надеюсь, что благодаря ей многие смогут познакомиться
с Айкидо, а те, кто уже его практикуют, захотят изучать это искусство более
основательно. Я убежден, что эта книга поможет людям глубоко и правильно понять
дух Айкидо, которому учил основатель. И я искренне надеюсь, что она окажет
позитивное влияние на людей, занимающихся Айкидо по всему миру.
МОРИТЭРУ
УЭСИБА
Айкидо
Досю
Токио,
Январь 2002
ВВЕДЕНИЕ
Морихэй
Уэсиба (1883 - 1969), которого люди, практикующие Айкидо, называют О-Сэнсэй, был
одним из самых прославленных мастеров боевых искусств мира. Его дар заключался в
том, что он соединил эффективные боевые техники с глубокой духовностью. Будучи
мастером многих боевых искусств, он выявил в будо (воинском пути) глубокий
философский элемент. Он оказал очень большое влияние, как на философов и
мыслителей, так и на мастеров боевых искусств.
О-Сэнсэй
много путешествовал по Японии и совершенствовал свое искусство, общаясь с
другими мистиками и провидцами, а также успешно преодолевая различные физические
испытания. Его репутация как человека будо росла.
У него
появилось большое количество учеников. Многие из них стали его ути дэси
(учениками, живущими при мастере). Система ути дэси была обычным японским
способом обучения - в некоторой степени похожим на западную модель обучения
ученика какому-либо ремеслу. Ученики жили под одной крышей со своим учителем, и,
следовательно, оказывались вовлеченными во многие аспекты его повседневной
жизни.
Айкидо -
это искусство, которое передается на духовном уровне. И хотя О-Сэнсэй был
религиозным человеком (как это будет показано в некоторых историях этой книги),
я не хочу сказать, что то, что О-Сэнсэй передал своим ученикам, было религией.
Скорее он стремился помочь людям проникнуться глубоким уважением к жизни и
«духом исполненной любви защиты всего живого».
Ути дэси
полагалось заботиться о потребностях О-Сэнсэя двадцать четыре часа в сутки. И
что бы ему ни понадобилось - попрактиковать техники посреди ночи, поехать в
другой город преподавать, радушно встретить гостя или заняться сельским
хозяйством - ути дэси должны были быть готовы ему в этом помочь. И таким образом
они могли видеть, как принципы Айкидо распространяются на все грани жизни. Для
своих учеников О-Сэнсэй был моделью Айкидо.
Философские трактаты и абстрактные философствования редко вдохновляют людей
действовать, однако живые примеры благородства и безупречности могут вселить
надежду и побудить к действию. Люди ставят себе целью то, что им кажется
возможным и правильным. Если кто-то ведет добродетельную жизнь, то другие могут
увидеть, что такая жизнь возможна. Мать Тереза и Ганди являют собой примеры
скромной и бескорыстной жизни, а истории Иисуса, Будды и Магомета на протяжении
веков помогали людям так строить свои жизни, чтобы они могли понять, как сделать
их лучше. В этом смысле О-Сэнсэй также вдохновляет многих людей.
Многие
ученики О-Сэнсэя взяли на себя сложную задачу распространения философии Айкидо.
И работая в этом направлении, они познакомили с ней широкую международную
общественность. Теперь ученики О-Сэнсэя являются лидерами Айкидо во всем мире.
Но они стареют. Их личные воспоминания об О-Сэнсэе передавались их ученикам,
чтобы они черпали в них свое вдохновение. В том, что уже стало устной историей,
наше представление о видении О-Сэнсэем Айкидо строится на воспоминаниях тех, кто
его окружал.
Уроки
О-Сэнсэя не всегда были одинаковыми для всех. Напротив, он строил занятия в
соответствии с интересами и возможностями своих учеников. Соответственно его
ближайшие ученики, равно как и ученики, тренировавшиеся у него менее регулярно,
ушли с разными представлениями об искусстве и разными историями о своем учителе.
http://aikiportal.com.ua