Статья
Гаку Хоммы Сэнсэя
При любой
погоде Основатель совершал свою ежедневную утреннюю церемонию. Если шел дождь,
то Кикуно или я держали над ним зонт. Кикуно и я, конечно же, оставались
неприкрытыми. Держа маленький поднос, называемый самбо, нагруженный тремя
маленькими тарелочками (в одной содержалась соль, в другой – рис, а в третьей –
вода), Основатель быстро шел по дорожке к Храму Айки. Его шаг был уверенным и
энергичным, а его равновесие совершенным, когда он держал перед собой самбо. В
такие моменты было трудно поверить, что ему было 85 лет. Мне всегда казалось
любопытным, что в тех случаях, когда я сопровождал Основателя в Хомбу додзё в
Токио он ходил медленно и почти немощно. Размышляя об этом сейчас, я думаю, что
он просто притворялся. Двадцать лет назад я написал об этом статью для журнала
«Черный пояс», но это уже совсем другая история.
Приближаясь к Храму Айки, Основатель проходил через ворота храма или тории. Как
прислуге нам с Кикуно было запрещено проходить прямо в ворота, поэтому мы
обходили ворота справа и спешили вперед, чтобы открыть храм. Мы отпирали двери
храма с правой стороны хондэн (основного здания), входили и спешили тихо открыть
раздвижную переднюю дверь в храм для Основателя. Когда он входил в хондэн, мы
тихо закрывали за ним дверь. В противоположной стене за алтарем была еще одна
раздвижная дверь, которую мы открывали, чтобы открыть вид окудэн, внутреннего
помещения, в котором располагался основной храм. Прежде чем занять свои места
рядом с входом в храм, мы зажигали свечи. Обычно Основатель проводил за молитвой
примерно двадцать пять минут. Раз в месяц проводилась специальная церемония,
которая называлась Цукинами Сай. Эта церемония продолжалась до одного часа, во
время этой церемонии храм украшался различными подношениями: фруктами, овощами,
сушеной едой и рыбой. Продукты животного происхождения никогда не использовались
для подобного рода подношений.
Во время
обычных ежедневных церемоний Кикуно и я сидели неподвижно в сэйдза, низко
склонив головы, но не касаясь ими пола. Эта позиция была болезненной для колен и
довольно утомительной. В моем возрасте я не понимал, что означали молитвы,
которые читал Основатель, поэтому мне стоило больших усилий оставаться
бодрствующим. Только когда Основатель использовал дзё для ритуала Дзё но май,
мое внимание было полностью сфокусировано. Дзё, который он использовал, был
длиной с обычный дзё, но заточенный с одного конца. Он был похож на копье,
разрубленное по диагонали мечом. Если он не использовал дзё, то иногда брал
сяку, плоский, похожий на весло деревянный инструмент, применяемый в церемониях
Синто. Он выполнял такие движения с сяку, как будто это был цуруги (меч богов,
согласно синтоистскому верованию).
После
окончания утренней молитвы в Храме Айки, Основатель возвращался в сад перед
додзё, где он останавливался, чтобы помолиться в хокора (малом храме),
посвященном Уситора-но-Кондзи. Это божество было личным божеством Основателя,
которое он всегда носил с собой. Когда он попал на Хоккайдо, то принес это
божество с собой и посвятил ему новый храм, Ками Сиратаки-но-дзиндзя, в деревне
Сиратаки, которую он там основал. И хотя это звучит так, как будто Основатель
носил с собой нечто осязаемое, это было не так; он носил с собой дух божества.
В
завершение утренней церемонии Основатель становился прямо, держа в руках сяку, и
смотрел в направлении солнца. Независимо от того, был ли ясный день или солнце
было закрыто облаками, он поднимал лицо в направлении солнца и смотрел прямо на
него. Он возносил молитвы Аматэрасу О Ками, синтоистскому божеству солнца. Мне
это казалось удивительным, и я иногда пытался копировать его действия. Я никогда
не мог долго смотреть прямо на солнце, оно было слишком ярким для моих глаз. Со
временем я пришел к мысли, что исполненный силы взгляд, которым обладал
Основатель, был следствием ежедневного выполнения этого ритуала. После этого
наступало время готовить завтрак.
Сегодня в
додзё Ивамы на месте, где некогда находился огород Основателя, расположены
стоянка и кухня для утидэси. Этот огород был разбит для домашних потребностей и
за ним ухаживали очень тщательно. После завершения утренней церемонии
Основатель, по-прежнему одетый в свое формальное кимоно и хакаму, следовал в
огород. В апреле нужно было прореживать молодую ниру, нанохану, дайкон и кабу.
Основатель внимательно осматривал растения и говорил, которые из них следует
вырвать, чтобы использовать в этот день на гарнир. Мы не собирали урожай, был
всего лишь апрель и растения были еще очень маленькие. Саженцы необходимо было
прореживать, чтобы оставшиеся растения могли вырасти сильными. Я помню, как
Основатель учил меня, что после того как вырвешь несколько нира, необходимо
наступить на оставшееся растение, а затем обильно полить его водой, оставшейся
после промывки риса – это, мол, обеспечивало здоровый рост.
aikiportal.com.ua