Статья
Гаку Хоммы Сэнсэя
Условия,
в которых живет сегодня досю третьего поколения, внук Морихэя Уэсибы, очень
сильно отличаются от простых деревенских условий, в которых жил Основатель. В
старые времена, конечно же, не было ни телевизора, ни радио. Основатель обычно
ложился спать до 9 вечера. В апреле ночи иногда были прохладными, однако
Основатель отказывался использовать электрическое одеяло. Он утверждал, что
из-за электричества у него зудело все тело. (Размышляя над этим сейчас, я думаю,
что это могло быть симптомом его печеночной болезни.) Вместо того чтобы
пользоваться электрическим одеялом, служанка Кикуно ложилась на футон
Основателя, чтобы нагреть его. Пока Кикуно нагревала футон, я массировал
Основателю стопы или сидел у него в изголовье в сэйдза и читал ему вслух текст
Омотокё Рэй Кай Моногатари.
Основатель вставал каждое утро до 6 часов. Если он не принимал ванну полностью,
то умывался у умывальника, наполненного кипятком, разбавленным холодной водой из
крана. Его зубная щетка была сделана из свиной щетины, а зубы он чистил солью
или белым зубным порошком. Одной из моих обязанностей было собирать его зубные
протезы и выкладывать их для него на маленьком блюде. Я не думаю, что многие
люди в этом мире видели Основателя без зубных протезов. После того как я
выкладывал его зубные протезы, моей следующей задачей было помочь Основателю
умыться. Заткнув свежее чистое полотенце за пояс справа, я стоял на коленях за
ним и держал рукава его кимоно, чтобы они не намокли. Мне приходилось
становиться на колени, потому что я был выше его ростом. Если бы я стоял за ним,
то он бы бился головой мне в грудь, когда выпрямлялся после умывания.
Если
Основатель собирался утром принимать ванну, то мой день начинался по-другому.
По тем
дням, когда он принимал ванну, я просыпался в 5 утра, чтобы развести огонь и
нагреть воду для ванны. В купальне находилась приподнятая над землей деревянная
платформа, с вделанным в нее большим железным чаном, наполненным холодной водой.
Огонь разводили снаружи прямо под чаном. Когда вода нагревалась, дно чана
становилось слишком горячим, чтобы на нем стоять. Поэтому в чане находилась
плавающая деревянная решетка, на которой можно было стоять, либо в ванну
надевали гэта (деревянные сандалии)! По-японски эти железные чаны назывались
гоэмонбуро. Первоначально это слово относилось к известному грабителю Гоэмону
Исикаве, который был сварен заживо в металлическом чане в наказание за свои
преступления. Даже в 60-е годы гоэмонбуро были очень распространены в
большинстве домов. Сегодня их сохранилось очень немного. В свежеприготовленной
ванне вода резкая и немного болезненная. Чтобы смягчить воду, служанка Кикуно
первой входила в чан, чтобы «массировать или месить воду». По-японски это
называется юмоми.
После
того как Основатель входил в ванну, Кикуно или я терли его тело. Основатель
некогда был очень мускулистым, так что в старости его кожа свободно висела
вокруг тела. Не используя мыло, я легко придерживал его мышцы и восходящими
движениями растирал его кожу полотенцем для рук.
Когда я
присматривал за огнем, мне не разрешалось сидеть без дела. Пока огонь горел, я
подметал дорожки перед додзё и храмом большой бамбуковой метлой. Обычно с
середины до конца марта дорожка к Храму была покрыта опавшими лепестками цветов
вишни. Когда цветы опадали, я не подметал дорожки, чтобы не нарушать
естественную красоту разбросанных лепестков. В другое время я всегда оставлял на
дорожке аккуратные упорядоченные отметки своей метлой.
Когда
Основатель шел по свежевыметенной дорожке, то на ней можно было видеть только
его отпечатки ног. Иногда дети, играя перед уходом в школу, проносились по моей
только что выметенной дорожке. Это приводило меня в ярость, так как после этого
она выглядела так, как будто я не выполняю должным образом свои обязанности.
Символически было очень важно подметать дорожку каждое утро, чтобы отогнать
несчастья или злых духов до того, как Основатель начнет свою утреннюю церемонию
молитвы. Формальное кимоно и хакама Основателя уже были приготовлены для него,
когда он заканчивал принимать ванну. В мои обязанности также входило помогать
ему одеваться для последующей церемонии.
aikiportal.com.ua