Цели
В международной газете Илицюань (можно найти на сайте «Илицюань
в мире», раздел «Newsletter») Шигун Чин Фансён задавал вопрос: «Зачем вы
занимаетесь Илицюань?» говоря, что этот вопрос очень важен. Заниматься
Илицюань можно с разными целями — как боевым искусством, для развития сознания,
медитативных практик, для здоровья, для общения с приятными людьми, в конце
концов. Во многом неудовлетворённость результатами объясняется несоответствием
между тем, какую цель вы перед собой ставите и тем, что вы делаете для
достижения этой цели. Если человек хочет общения и именно так и будет подходить
к своим занятиям — скорее всего, он будет полностью удовлетворён. Но если он
хочет научиться драться, но занимается так, как будто хочет общаться —
разумеется, у него не получится достичь своей цели.
Если же у кого-то есть желание заниматься Илицюань как
целостной системой, то надо отдаваться себе отчёт, как для этого надо
заниматься…
Принципы
В основе Илицюань – философия концепции и принципы.
Шесть физических принципов, три ментальных, один
объединяющий.
Опять принципы! Да мы это уже знаем, слышали раз сто. В чём
суть-то?
Удивительно, но многие (действительно многие) занимающиеся
не могут не только объяснить, в чём заключается смысл этих принципов, но
затрудняются даже просто перечислить их. Нет, все всё «в целом понимают», все
про них, конечно, слышали. Но почему-то часто эти принципы остаются чем-то
номинальным, вынесенным за рамки занятий, хотя стоит задуматься: может быть, не
зря говорится, что эти принципы – основа.
Нет основы — нет Илицюань.
Работа над базовыми упражнениями — это тоже работа с
принципами.
Взять, к примеру, пожалуй, самое простое упражнение –
раскачивание с носка на пятку.
Когда вы делаете это упражнение, понимаете ли вы, зачем вы
его делаете?
Прежде всего, мы ищем и уточняем положение центров стоп,
т.е. прорабатываем второй физический принцип. Вес будет ближе всего к центрам
стоп, когда в теле не будет ни переднего, ни заднего напряжений (а расслабление
— это первый физический принцип), а это возможно только, если тело будет
правильным образом «выстроено» (третий физический принцип).
Все упражнения мы делаем не ради самих упражнений – мы
исследуем себя и учимся соблюдать принципы, потому что, только соблюдая
принципы, мы можем воплощать пять качеств. На всякий случай, напомню пять
качеств, хотя если вы не знаете, о чём речь — это очередной повод задуматься,
чем именно вы занимаетесь, посещая занятия по Илицюань.
Вбирание-выпускание,
сжатие-расширение,
открытие-закрытие,
выпуклость-вогнутость,
сила вращения.
Нет принципов — нет пяти качеств, а значит, что бы вы ни
делали, это может быть очень хорошо, но это не будет Илицюань…
На занятиях мы стремимся распознавать и воспроизводить эти
качества, а для этого нам необходимо соблюдать принципы.
Интересно, откроет ли кто-нибудь после прочтения этой части
методичку, чтобы ещё раз почитать про принципы, или с ними, как обычно, всё и
так понятно…
Всё и так понятно
Один из занимающихся расспрашивал меня по поводу
предстоящей аттестации на ученические уровни, и у нас состоялся примерно такой
диалог:
— Какого рода теоретические вопросы могут задаваться на
аттестации?
— Ничего особенного сверх того, что есть в методичке. Более
того, большая часть вопросов по тому, о чём говорится на каждой тренировке.
— Например?
— Например: Во время упражнения «объединение вращений в
трёх плоскостях», по каким признакам мы определяем наличие трёх кругов в теле?
— Это разве говорилось когда-нибудь?
— Да, вообще-то, об этом говорится на каждой тренировке.
— Не может быть, никогда не слышал
— А ты сегодня послушай, специально для тебя несколько раз
повторю.
Во время тренировки, как и обещал, несколько раз произнёс
фразу: «Проверяем наличие в теле трёх кругов: углы открываются-закрываются — это
признак наличия горизонтального круга, рёбра сжимаются-разжимаются — это признак
наличия фронтального круга, движение передаётся вдоль позвоночника — это признак
наличия сагиттального круга».
После занятия спрашиваю:
— Ну как, услышал?
— Нет, про круги ничего такого не говорилось…
— … ну а как же «проверяем признаки наличия трёх кругов…»?
— А, это? Что, так просто?
Раз просто, значит понятно. Значит, можно не обратить
внимания. Это ощущение «всё понятно» зачастую очень сильно мешает развитию.
Шигун Чин Фансён в один из своих прошлых приездов сказал: «если вам кажется, что
вы что-то понимаете, значит, вы на неправильном пути». Он же неоднократно
говорил: «Илицюань — это очень просто. Поэтому, это очень сложное искусство».
Эти фразы — тоже очень простые и понятные :-)
Желание идти путём наименьшего сопротивления
Всё, что мы можем приобрести, пропорционально
прикладываемому усилию; чем больше усилие, тем на большее мы можем рассчитывать.
Мы хотим очень многого, мы даже не осознаём, насколько огромно то, чего мы
желаем. Вначале усилия малы лишь потому, что в обычной жизни мы не прикладываем
усилий; все в нашей жизни делается для того, чтобы избежать работы, поэтому так
трудно осознать и принять необходимость усилий. Весь строй наших мыслей и все
наши дела нацелены на то, чтобы избежать их любой ценой.
П. Д. Успенский
Приведу в качестве примера свой собственный опыт. Раньше
(да и, если быть честным, то иногда и сейчас) моё стремление к наименьшему
сопротивлению заключалось в том, что мне нравилось делать одни упражнения и не
нравилось делать другие. Те упражнения, которые, как мне казалось, получались,
мне нравились, которые не получались, соответственно, нет. Разум находил этому
кучу объяснений вроде: «раз не хочется делать, значит, сейчас это не нужно…»
В результате те упражнения, которые мне не нравились, либо
старался не делать вообще, либо делал их формально. А, как много-много раз
говорил Шифу, сами по себе, упражнения Илицюань ничего не дают — это лишь
инструменты для познания себя. Из той же методички мы можем узнать, что
«искусство Илицюань основано на чувствовании». Стоит ли говорить, что нельзя
чувствовать «для галочки»…
Нежелание следовать методике
Почему, на мой взгляд, все эти подходы неверны.
Все они противоречат методике Илицюань.
И в прошлый свой приезд, и на последнем семинаре, Шигун
неоднократно повторял: «Всё, что вам надо, это следовать методике».
Кажется, чего проще: делай, что тебе говорят, и всё будет…
Но, как выясняется, это очень трудно – делать, что говорят и так, как говорят.
Либо это «слишком просто», либо «не важно», либо «это можно пропустить». Всегда
кажется, что того, что уже есть — недостаточно.
Если в своих занятиях вы не опираетесь на принципы,
философию и концепции — вы не следуете методике, потому что в основе Илицюань
именно это — принципы, философия, концепции. Эта связь принципы-практика
обоюдная – знание в Илицюань становится Знанием, только воплощаясь на практике.
Если вам «всё понятно», скорее всего, вы не следуете
методике, потому что в Илицюань мы сталкиваемся с явлениями, которых нет в нашем
опыте, а понять мы можем только то, что уже познали. «Всё понятно», как минимум,
означает, что вы остановились…
Если вы выборочно подходите к упражнениям, вам будет
гораздо сложнее следовать методике, потому что упражнения подобраны таким
образом, чтобы прорабатывались все принципы и качества. Иногда кажется, что
упражнений так много, что если делать их все, то это будет лишь поверхностным
знакомством. Не лучше ли отработать до серьёзного уровня, скажем, вбирание?
Но это невозможно. Нельзя освоить вбирание, если вы не
знаете, где центры стоп, как можно расслабляться, сохраняя структуру, как
соблюдать пределы, как выравниваться относительно силы тяжести… Нельзя правильно
делать ориентацию ладони «север – запад – юг – восток», если не понимать, что
такое сжатие-расширение, выпуклость-вогнутость, открытие-закрытие и так далее…
все упражнения и принципы связаны.
Нельзя «вытренировать» сначала что-то одно, а затем другое,
как нельзя научиться в совершенстве шагать одной ногой…
Если вы не следуете методике, не обманывайте себя, вы не
занимаетесь Илицюань.
В глобальном смысле «все пути ведут к одной вершине», но
именно методика делает этот путь этим путём.
Сергей Соколов (Метакор),
05.12.05
http://www.iliqchuan.ru/index.php?id=120