Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Традиционное УШУ - искусство поединка:

Китайские боевые искусства ушу – величайшее достояние культуры Китая, а также всей человеческой цивилизации. Ушу синтезировало и отразило в себе воинский опыт и традиции многих поколений великих мастеров боевых искусств, изощренные системы психофизического тренинга многих школ и стилей, достижения традиционной китайской медицины, различные направления религиозно-философских доктрин и учений Китая за весь многовековой период его развития.
Само слово «УШУ» буквально означает «боевые искусства». По-китайски слово «воинский», «боевой» — «У». Иероглиф этого слова составлен из двух других иероглифов — «ЧЖИ» и «ГЭ». «ЧЖИ» — значит «останавливаться», «прекращать», или «заканчивать», а «ГЭ» — «копье» (в более общем смысле — «оружие»). Иероглиф «ШУ» означает «искусство». Отсюда понятно, что первоначально смысл китайского боевого искусства заключался в том, чтобы «остановить, или прекратить использование оружия». Это означает, что в основе ушу лежит идея созидания, но не разрушения. Назначение ушу — защита, а не нападение.
Эта концепция совершенно отлична от той, которая сформировалась на Западе в 60-е годы. На Западе в это время любое китайское боевое искусство называли «кунг-фу» и понимали под этим исключительно навыки рукопашного боя. В действительности же соответствующий китайский эквивалент (в принятой транскрипции) означает: «ГУН» — «энергия», а «ФУ» — «время». Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью, требующей мастерства и времени, это и называется гунфу. Это может быть, к примеру, приготовление пищи, обучение музыке, рисованию или решение любой другой задачи, требующей внимания и полной самоотдачи.
Общее наименование китайских боевых искусств со временем изменялось. Самым распространенным вариантом ранее являлось «УИ». Это слово из двух иероглифов означает «боевые искусства» и относится ко всем категориям боевых искусств, в том числе стрельбе из лука, верховой езде, метанию дротиков, оружейному делу, изготовлению доспехов и тактике ведения боя. Другой не менее известный термин «ЦЮАНЬШУ» («кулачный бой», от иероглифа «ЦЮАНЬ» — «кулак») сейчас имеет более узкий смысл и применяется реже.
В арсенал ушу входят такие технические элементы, как удары руками и ногами, броски, захваты, «рубящие» удары, уколы и т.п., выполняемые в соответствии с принципами нападения и защиты, наступления и отступления, «движения» и «покоя», ускорения и замедления движения, «жесткости» и «мягкости», «пустоты» и «наполненности». Движения ушу объединяются в формализованные комплексы - таолу, либо, в определенных условиях, подчиняются закономерностям поединка, в котором сталкиваются разум, воля и мастерство противников; что, в конечном итоге, служит повышению физических возможностей, воспитанию воли, оттачиванию техники единоборства. Имея давние исторические традиции и широкую массовую базу, ушу неуклонно развивалось, пополнялось и совершенствовалось в ходе длительной повседневной и боевой практики.
Существующие столетиями школы и направления ушу накопили огромный арсенал боевых техник и методов тренинга. Известны сотни школ, направлений и стилей, причем все они имеют свои особенности, свою собственную историю и традиции. По этой причине, трудно определить единую систему классификации, которая описывает все стили и традиции ушу. Вообще говоря, они могут классифицироваться в соответствии с тремя главными критериями: 1) по способам проявления силы - разделяются на внешние (вэйцзя), и внутренние стили (нэйцзя); 2) по отношению их к тем или иным религиозно-философским системам (даосизм, буддизм); 3) по географическому происхождению (Северный, Южный, Северо-Западный регионы, горы Удан, Э-Мэй, храм Шаолинь (в провинции Хэнань) и др.
Внешние и внутренние стили отличаются между собой, главным образом, по способам проявления силы, к которой в ушу относится не обычная мускульная сила, а особая сила, связанная с внутренней энергией человека. Во внешних стилях преобладают напор и мощь, жесткие удары и широко амплитудные движения. Некоторые стили могут подражать движениям реальных или мифических животных (например, Тигру, Богомолу, Журавлю, Дракону и т.д.). Для внутренних стилей главным является управление движением энергии-ци, которая, в соответствии с каноническими воззрениями древних даосов, порождается в особом энергетическом центре в тазовой области - дантянь. Основополагающий термин «ци» (пневма, жизненная энергия) восходит к ранним даосским системам и каноническим текстам натурфилософии, а также к началам традиционной китайской народной медицины. Мастер внутреннего стиля может мгновенно перемещать эту внутреннюю энергию в требуемом направлении, используя ее для контроля и нейтрализации противника. В этом случае сила противника может быть обращена против него самого. В Китае говорят, что небольшое усилие мастера преодолевает мощь в 1000 ли. Законы управления энергии соответствуют общим принципам превращений, представленным в Книге перемен (Ицзин), взаимодействию полярных сил инь-ян, а также 5 первоэлеменов и 8 триграмм.
В настоящее время все специалисты в области ушу сходятся на том, что можно лишь условно говорить о разделении стилей ушу на внутренние - (нэйцзя) и внешние - (вэйцзя), так как каждый стиль и направление включает и чисто мускульную силу, а также использует и «внутреннюю» энергию. Вопрос заключается лишь в большей или меньшей степени акцентирования внимания на том или другом. Тем не менее, для внутренних стилей характерной особенностью является практика управления биоэнергией, основной акцент делается именно на «внутренней работе» - (нэйгун), характер же самих движений, как правило, мягок, экономичен, взрыв и выброс силы подготовлены накоплением энергии ци и внешне проявляются не столь заметно, как во внешних стилях. Исходя из этой схемы наиболее типичными представителями «внешних» стилей являются направления шаолиньского ушу и многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к «внутренним» стилям боевого искусства (цюань) обычно относили: тайцзи – «великий предел», багуа - «восемь триграмм», синьи - «форма мысли-сердца». Несмотря на очевидную ограниченность подобной системы представлений, она была повсеместно широко распространена во всем мире с конца 20-х годов прошлого века. Однако в последнее время благодаря наметившейся тенденции возрождения традиционного ушу в Китае, выходу сохранившихся клановых и фамильных школ и уцелевших мастеров ушу из подполья, исследования синтоистов и специалистов в этой области внесли в нее существенные дополнения. Так, к «внутренним» стилям некоторые исследователи (в том числе известный мастер традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета Цзи Цзянчен) теперь причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо Па Фа, Ши Сан Тайбао, Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань, «Южный белый журавль», «18 Лохань», а также Бацзи цюань.
Также с определенной степенью условности можно разделить боевые техники ушу на четыре основные категории:
1. Удары руками (да).
2. Удары ногами (ти).
3. Борьба и броски (шуай).
4. Освобождение от захватов и заломы (циньна).
Удары руками (да) — это использование пальцев рук, ударных поверхностей кистей, предплечий, локтей или плеч для отражения атаки противника или нанесения ударов. Удары дополняются защипами, сведениями рук противника, «прилипаниями» и пр. С точки зрения техники, приемы борьбы (шуай) предназначены для противостояния ударам руками и ногами, циньна — для противостояния борьбе, а удары руками и ногами — для противостояния техникам блокирования суставов циньна. Итак, все четыре категории техники ушу имеют специальное назначение и могут противостоять друг другу. В любом стиле ушу эффективное применение одной из техник требует владения всеми остальными. Многие приемы традиционного боевого искусства трудно отнести к какой-либо одной категории, например, удар ногой в живот противника может быть начальной фазой броска с падением на спину («бросок с упором стопы в живот») и т.д.
Из Китая, попав в Японию, эти техники выделились в множество различных самостоятельных направлений боевых искусств. Каратэ, например, специализируется на ударах руками и ногами, дзюдо — на борьбе, дзю-дзюцу — на блокировании суставов и, наконец, айкидо представляет собой смесь борьбы и циньна. Необходимость совершенствования искусства боя была продиктована самим ходом эволюции общества; только умелый и сильный мог победить в схватке с врагом не на жизнь, а на смерть. Этого же требовали интересы безопасности государства. С другой стороны, боевые искусства, помимо чисто прикладного назначения, всегда рассматривались как составная часть более общей единой системы саморазвития человека. И тогда каждая схватка, каждый вызов судьбы являлись своеобразным тестом, неким пробным камнем, на котором адепт мог проверить степень своей готовности: и технической – в плане мастерства, и, главное, духовной, когда на пороге между жизнью и смертью он постигал свое истинное «Я», сливаясь с Дао, достигая «просветления».
Единство формы и содержания, тела и духа — основополагающий принцип ушу. Верность ему прослеживается в разных школах от первых даосов, соединявших движения, подобные движениям разных животных с дыханием и «взращиванием пилюли бессмертия», до современных мастеров традиционного ушу, наполняющих каждый элемент своих формальных комплексов (таолу) глубоким смыслом и в плане заложенного в них боевого технического потенциала, и в плане оздоровительной направленности, и с философско-мировоззренческих позиций. Прикладной и оздоровительный аспекты в занятиях ушу были неизменно связаны с духовным совершенствованием адепта. В традиции ушу и цигун под «трансмутацией духа - шэнь» имелось в виду не только чисто внутреннее преобразование одного вида энергии в другой, более тонкий, но также и выход на другой уровень осознания собственного «Я», своего места в мире, на более высокий уровень духовности, что, в конечном итоге, и являлось результатом углубленных занятий ушу и связанной с этим внутренней работы (нейгун). Занятия ушу, низведенные до голой прикладной техники, лишенные духовной наполненности и внутренней работы, не могли принести «подлинных плодов». Великие наставники ушу во все времена соотносили подобную практику с примитивным, фактически животным уровнем существования человека и его сознания. Секреты боевого искусства открывались только тем, кто постоянно и упорно работал над собой, над своим телом и сознанием, кто был в постоянном духовном поиске. Чтобы стать настоящим Мастером, необходимо было постичь внутреннюю сущность боевого искусства. Одним из аспектов такого постижения в школах ушу Китая являлась «внутренняя работа». «Заниматься ушу и не заниматься нейгун (внутренней работой) - это значит зря потратить всю свою жизнь», - говорили наставники боевых искусств.
Человек в древнем Китае рассматривался как микрокосм, как неотъемлемая часть триады Земля, Небо, Человек, объединяющая в себе пять основных первоэлементов. Следование течению Дао соотносилось с деятельностью любого рода, в том числе и с процессом обучения в школах ушу. Главное внимание в соответствии с даосскими традициями всегда обращалось на гармоничное развитие, на правильное соотношение «внутреннего» и «внешнего», на постепенность и непрерывность. Занятия ушу (и другими видами искусств), как учила китайская мудрость, всегда требовали « соответствовать обстоятельствам», условиям времени и места, космическим, природным и всем прочим жизненным макро- и микроциклам, которые проецировались на реального человека с учетом его индивидуальных особенностей, преломляясь в неисчерпаемой конкретности опыта. Конечной целью подобного тренинга, помимо феноменальной военно-прикладной подготовки, становилось также формирование полноценной личности, гармонично развитой, психически и нравственно устойчивой, обладающей к тому же «многими добродетелями». Всеми способами человек стремился выйти за пределы, очерченные земными обыденными представлениями о своих возможностях: на физическом плане, на ментальном, на духовном, на уровне управления « тонкими энергиями». Сделаться подобным бессмертным небожителям, следовать и быть в гармонии с Дао— это и значило «Оседлать дракона», претворить Единое движение мира, реализовать символическое действие как семя всех движений. Основатель даосизма Чжуан-цэы говорил: «…ученик учится тому, чего не может выучить; делающий делает то, чего не может свершить...». Тело является лишь инструментом, посредством которого действует сознание, но тело - также является и частью самого сознания. Именно так следует понимать слова мастера ушу XIX века Чэнь Чансина, говорившего, что «удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой внутреннюю энергию».
Помимо армейского ушу (для подготовки солдат в армии) и широко известного монастырского в Китае всегда существовали, о чем уже говорилось выше, так называемые школы народного ушу - к концу Цинской династии в начале века только крупных, широко известных подобных школ было более 500; мелкие же фамильные и клановые школы, нередко носившие закрытый характер, никакой статистике не поддавались. Правители Китая рассматривали народные школы ушу как оппозиционную силу. Принадлежность к ним служила основанием со стороны властей для жестоких преследований. В истории Китая такое уже случалось не раз: власти во все времена всячески пытались задушить боевые искусства в народе, избежать возможного объединения мастеров (практически все антиправительственные выступления и революции в Китае были обязаны своим успехом именно активному участию в них школ боевых искусств). Подпольность существования и замкнутый уклад жизни этих школ были необходимым условием их выживания. В значительной степени, именно благодаря этому, несмотря на бурные социальные потрясения предыдущего столетия, приведшие практически к полному уничтожению традиционного ушу как боевого искусства, отдельным китайским мастерам - представителям школ народного ушу - удалось сохранить и донести секреты и традиции своих школ до наших дней.
После образования КНР в 1949 году, традиционное ушу оказывается под запретом. Были закрыты буддийские храмы, в том числе и те, которые являлись центрами монастырского боевого искусства; некоторые мастера эмигрировали на Тайвань, в США и другие страны и создали там собственные школы. Коммунистическое руководство старалось вытравить из памяти то, что ушу - это прежде всего искусство поединка. Культивировалась гимнастика - ушу, основанная на исполнении комплексов; приемам реального поединка саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы «культурной революции») попасть под пресс государственной машины.
Обучение ушу было организовано в Национальном институте атлетики. Здесь ушу специально преподавалось в « усеченном» виде, причем выхолащивалась не только история и богатейшие традиции народного ушу, но также вся техника, тактика и боевая подготовка. Таким образом, государственное ушу, по сути, превращалось в одно из гимнастических направлений. Огромный урон нанесла развитию ушу так называемая « культурная пролетарская революция» в Китае. За её время (1966-1976 гг.) были закрыты последние школы ушу, уничтожены ценнейшие архивные документы, подвергались репрессиям все практикующие мастера, многие из которых погибли в застенках. Пострадал и знаменитый Шаолиньский монастырь, оставшиеся фрески которого были варварски уничтожены. Такая ситуация сохранялось до конца 80-х годов. В новых условиях развития межгосударственных отношений китайские власти решили вновь возрождать ушу. Этому во многом способствовало то, что на Западе стали чрезвычайно популярны боевые искусства; после повального увлечения каратэ и тхэквондо многие обратились к истокам - китайскому ушу.
Однако возрождение ушу в Китае после стольких лет упадка и гонений было связано с большими трудностями: некоторые оставшиеся в живых мастера ни под каким видом не желали делиться своими знаниями, другие еще ранее уничтожили свои рукописи с передававшимися по наследству секретами школы. С другой стороны, оживление экономики, обращение к ценностям потребительского общества и ориентация на западный уклад жизни привели к тому, что молодежь с большим энтузиазмом занялась бизнесом в самых различных сферах. Дети и внуки последних мастеров народного ушу отошли от традиций - их больше не интересовали секреты фамильных школ, которые надо было изучать годами. Интересно отметить, что получившая ныне большую известность одна из сильнейших народных школ Китая - Ма Ши Тунбэй Уи, обязана своим выживанием тому, что носители информации - братья семьи Ма, эти, как их называли в народе, «звезды китайского ушу», смогли уберечь себя и сохранить все секреты школы, уйдя из ушу во времена запретов и гонений и сменив основную профессиональную деятельность. Например, Ма Мента стал профессором истории и преподавал в университете, Ма Сянта известен как крупный чиновник по спорту в правительстве. Выдающиеся мастера в ушу, они оказались не менее талантливы и на любом другом поприще и везде пользовались заслуженным уважением. Демократические перемены последних лет в китайском обществе изменили систему социальных приоритетов и жизненных ценностей у молодого поколения, что привело к окончательному разрушению семейных традиций и вековых устоев. Сын Ма Мента - Ма Лианчжан - избрал для себя другую дорогу: в течение ряда лет он в Стамбуле обучался в духовной мусульманской школе и готовится стать священнослужителем. Тем не менее, главным итогом новых веяний явилось то, что традиционное ушу вышло из подполья и даже стало пользоваться поддержкой государства. Братья Ма снова начали проводить огромную подвижническую работу по популяризации и развитию своего фамильного стиля Тунбэй у себя в КНР, а также в России и других странах.
В КНР за последние годы ушу вновь было поднято на должную высоту и возведено в ранг национального достояния, тогда же была создана Всекитайская Ассоциация ушу. Правительство КНР решило сделать китайское ушу олимпийским видом спорта, для чего в рамках общегосударственных программ стали выделяться немалые средства. Была создана организация под названием «Группа исследования боевых искусств», назначением которой стал поиск уцелевших мастеров традиционных школ ушу, сбор сведений самого разного характера и издание книг по ушу, выпуск и тиражирование видеофильмов. Проводились медицинские тесты и научные исследования на предмет влиянию ушу на здоровье человека, которые учитывались при составлении правил соревнований и технических нормативов. Стали восстанавливаться монастыри, в которых раньше существовали известные школы ушу. Шаолиньский монастырь превратился в крупнейший туристический центр. Большая рекламная кампания привлекла со всего мира массу желающих обучаться китайскому боевому искусству. Недалеко от Шаолиньского монастыря была построена Академия ушу, в которой занимаются студенты из многих стран мира.
С 1979 г. Госкомспорт КHР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу: спортивные поединки - саньшоу. Для этого отбирались самые эффективные спортивные приемы, и успешное проведение каждого из них в поединке оценивалось соответствующим количеством очков, как и в других видах спорта. В рекламных целях, чтобы сделать вид, что это - возрождение старых традиций ушу, спортивные поединки на первых порах называли «саньда», или «лэйтай». Однако старые мастера прекрасно знали, что это не так: в их памяти еще не стерлись безуспешные попытки устраивать поединки по спортивным правилам в 30-х годах. В Китае за это время выросло уже несколько поколений, которые не видели настоящего саньда, они и принимали официальную версию за чистую монету. Термин «саньда» перекочевал во многие страны, в том числе и в Россию: под «саньда» (этот термин включен также в ЕВСК России) здесь понимают именно разработанный китайскими функционерами государственный «китайский кикбоксинг» с бросками и выталкиваниями», а не абсолютно свободный бой, как это было в ушу ранее. В последнее время саньшоу становится популярным во всем мире и начинает занимать первые позиции в табели о рангах среди других спортивных единоборств мира.
Национальные турниры проводятся по двум видам: формальным комплексы (таолу) и спортивному спаррингу (саньшоу). Однако каждое из этих направлений в современном спортивном ушу существуют совершенно независимо друг от друга. Итог: на сегодняшний день многие гимнасты - ушуисты в Китае (и в других странах) не имеют ни малейшего представления о технике поединка, а многие спортсмены по саньшоу совершенно не занимаются отработкой таолу. Попытки искусственно объединить эти два направления не дают и не могут дать без единой развернутой системы подготовки на базе традиционного ушу никаких положительных результатов.
В КНР ушу по-прежнему остается одним из самых массовых видов спорта и физической культуры. Образовательные школы включили ушу в свои учебные программы. В ВУЗах функционируют факультеты и отделения, выпускающие специалистов по спортивному и оздоровительному направлениям ушу. Миллионы людей самых разных возрастов и профессий, домохозяйки и пенсионеры в утренние и вечерние часы на улицах и скверах выполняют оздоровительные упражнения ушу и цигун.
С налаживанием контактов ушу стало важным фактором развития культурного обмена между нашими странами. Китайские специалисты по ушу неоднократно приезжали в Москву и другие города России, делились своим опытом с российскими спортсменами и тренерами, проводили семинары, лекции, показательные выступления.
http://www.wushu.org/rus/trad.php
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)