В старые времена для того, чтобы монах покинул Храм
Шаолинь, требовалось несколько больше, чем поймать камень, брошенный мастером.
Каждый, кто был готов покинуть Шаолинь, проходил некий ритуал - обряд выхода,
где он должен был победить в схватке со своими собратьями, - "Та Шань Мэнь"
(буквально "бить горные врата"). Неизвестно когда в Шаолине прекратили практику
"Та Шань Мэнь", но есть свидетельства, что это случалось в 1920-ые или 1930-ые.
Красивая легенда. Но примерно в то же время усэн по имени Сюй Шийоу провалил Та
Шань Мэнь. Сюй больше не возвращался к монашеской жизни, но продолжал быть
отличным бойцом, что и позволило ему стать личным телохранителем Mao Цзэдуна. С
тех пор, в кино очень часто обыгрывался сюжет "Та Шань Мэнь", но это всё скорее
фантазия, чем факт. Сегодня "Та Шань Мэнь" существует только как современная
форма спарринга бойца с группой - стандартный финал любой шаолиньской
инсценировки. И сегодня из-за отсутствия подлинного "Та Шань Мэнь" ритуала,
звание "Настоящий монах Шаолиня" стало не столь однозначным.
В последние двадцать пять лет Храм Шаолинь прошел путь
от руин до богатства в своём внезапном возрождении. По дороге назад, к его
прежней славе, Шаолинь сталкивается с кучей новых вызовов. Политическая и
коммерческая эксплуатация, прочие недоразумения подняли некоторые сложные
вопросы о подлинном назначении Шаолиня. В настоящее время, несколько "шаолиньских
монашеских команд" ездит по миру со своими программами. "Оранжевые, лысые
атлеты", несмотря на свои захватывающие боевые трюки, не являются подлинными
монахами. Это вызвало много обвинений в фальсификации. Да, никто собственно не
отрицает существования поддельных монахов. Прямо сейчас, есть некоторые в
Америке, в Европе да и у нас найдутся, утверждающие, что они - кто монахи, кто
ученики Шаолиня, даже не говоря при этом по-китайски (и даже не бывавшие в
Китае). Шарлатаны проникают во все боевые искусства, не только в Шаолиньские.
Но, к счастью, по миру ездят не только фальшивки, есть
и подлинные монахи Шаолиня. В других статьях на этом сайте мы уже говорили о
том, как группы усэнов стали ездить по материкам. Воздержимся от подробного
обсуждения этого явления, а просто расскажем об одном монахе, имя которого
известно во многих странах.
Монах Ши Дэчен
Монах Ши Дэчен был человеком, представляющим
Шаолиньское Кунг Фу во всем мире в течение десятилетия с половиной. Он был
свидетелем изменений, произошедших в Шаолине, после политических реформ Китая и
новой религиозной свободы. Он также путешествовал по миру в культурных обменных
миссиях, лично способствуя всемирному признанию Шаолиня. Сегодня он живёт в
миру, руководит собственной школой в Денфэне, где преподают традиционное кунг фу
и ушу одновременно (чисто традиционных школ там просто нет, таковы требования
властей), он регулярно посещает Штаты и Европу, где у него проходят встречи,
семинары и показательные выступления. Дэчена не смущают болезни популярности
Шаолиня. Для него, чем большее количество людей носят одежды Шаолиня, тем лучше.
С точки зрения своей практики, Дэчен видит их всех как проводников для
распространения культуры Шаолиня и сущности Чань.
Монахи После Mao
В детстве больше всего Дэчен любил боевые искусства. Он
был рожден в близлежащем Кайфэне, в семье, военные традиции которой уходят
началом в средние века. Чен Цинжень, а именно так его звали в миру, был приобщён
к боевым искусствам внутри его собственного семейства.
У каждого старого монаха Шаолиня есть свой уникальный
рассказ об идеологической обработке. Mao Цзэдун препятствовал религии, но
Политика Открытых Дверей Дэн Сяопина конца 70-х снова дала свободу религиозной
практике. Именно тогда Дэчен отправился в Шаолинь в надежде стать монахом. Когда
он прибыл, храм был в обветшалом состоянии. Ничего еще толком не было
восстановлено с 1928 года. Предпринимались попытки по восстановлению в течение
Гоминьданского периода, но Шаолинь оказался в руинах во времена Культурной
Революции Мао конца 60-ых. Шаолинь был не единственным разрушенным храмом. После
Мао, почти каждый храм в Китае был в руинах.
Несмотря на трудности, несколько монахов жили в Храме
Шаолинь в те темные периоды истории Китая. Например, великие мастера Ши Суси и
Ши Суюнь. Оба являлись истинными монахами Шаолиня, живущие там, без крыши, но в
храме. После начала политического послабления, несколько других старых монахов
были приглашены присоединиться к ним, и процесс восстановления храма начался.
Восстановление началось не сразу и сложностей по прежнему хватало, но их вера
помогла им выдержать испытания.
Такие монахи, как Дэчен и Дэян, были частью первого
нового, после Культурной Революции, поколения монахов Шаолиня. В то время было
приблизительно от десяти до двадцати монахов в Шаолине. Много учеников
прибывало, но единицы оставались. Только некоторые выносили трудности и
становились монахами. Сначала, Ши Суюнь отказался брать учеников. Он прожил
тяжелую жизнь и не хотел новых забот. Но Дэчен был настойчив и искренен, так что
Суюнь принял его наряду с некоторыми другими. Суюнь был монах Шаолиня, который
владел духовными, теоретическими (Вэнь) и военными (У) аспектами Шаолиня. Как
Буддист, Суюнь был очень скромен. Он никогда не пытался занять пост и не имел
стремления к материальной выгоде. Даже в его последние годы, после того, как
Шаолинь был восстановлен и процветал, Суюнь оставался жить в крошечной комнате,
обстановка в которой была очень простой до его кончины в 1999 году. Суюнь хорошо
владел Сяо Хун Цюань, Тунцзи Гун и мн. др. Суюнь участвовал в защите Храма много
раз. Однажды даже ему довелось биться с большим количеством японских захватчиков
и он вышел победителем. Даже в свои семьдесят, Суюнь занимался Тунцзи Гун и
комфортно сидел в полном "лотосе".
Согласно Дэчену, Суюнь был строгий мастер. "В те годы
даже тренировка Мабу (позиция лошади) проводилась не как сегодня", -
рассказывает Дэчен. "Это были не три минуты, сначала пять минут, потом десять
минут, час и так далее. Если Вы достаточно тренированы, чтобы стоять в Мабу, то
стоите часами. Это было очень трудно". Несмотря на строгий характер, несколько
послушников оставались при Суюне. Все жили и обучались в Храме Шаолинь вместе.
Времена тогда были попроще.
Монахи и Монахи Воины
Одно из наиболее уникальных наследий Храма Шаолинь -
существование двух видов монахов, Вэньсэн (просто буддийские монахи) и Усэн
(боевые монахи). Конечно, были такие, как Ши Суюнь, кто квалифицировались как
два в одном. Фактически, различия между Вэньсэн и Усэн не существует в пределах
стен храма. Каждый монах, живущий в храме, должен следовать обетам. Но вне храма
это дело личного выбора, и различие более очевидно. Так как Вэньсэн
сосредотачивается на практике и изучении текстов, они твердо придерживаются
обетов и не всегда владеют кунг фу. В то же время Усэны могут отклоняться от
вегетарианства. "Это не является чем-то, на чём следует сосредотачиваться", -
комментирует Дэчен. "Когда прибываете в другие страны, Вы должны принимать ту
пищу, которую вам предлагают, а не требовать для себя отдельного меню". После
того, как Дэчен оставил монастырь, он употреблял мясо некоторое время, но сейчас
снова вернулся к вегетарианству.
"Усэн - человек, который способен охранять и защищать
учение", - говорит Дэчен. "Он должен быть истинным Буддистом, чтобы защищать
его. В былые времена усэны должны были охранять Храм от грабителей, - там было
много ценных писаний и экспонатов, - а также защищать гаосэн (старших монахов) -
тех, кто был не способен защититься. По определению, усэн должен быть Буддистом.
Если Вы - христианин, то можете изучать Шаолинь кунг фу, но не можете стать
послушником или монахом Шаолиня. Так же не обязательно быть буддистом, чтобы
практиковать, но тогда Ваша практика не будет полной".
Дэчен размышляет об отсутствии "Та Шань Мэнь" в наше
время: "В прежние дни, нужно было, используя свой боевой навык, пройти сквозь
атакующих собратьев - своего рода экзамен. Если Вы побеждаете, то это
свидетельство вашего уровня. Теперь, только шифу проверяет Вас. Подтверждение
вашего кунг фу дается им. Вас проверяют на понимании буддийских, боевых знаний и
присваивают соответствующий статус. Вообще, все Буддийские храмы имеют подобный
способ освидетельствования. Но есть индивидуальные требования для каждого храма
(Шаолинь, Баймасы, и т. д.). Для Шаолиньского усэна сегодня нет чёткой системы
аттестации. Был разговор о некотором виде, подобно от желтого к черному поясу.
Но поскольку Шаолиньские боевые искусства являются настолько широкими, глубокими
и многочисленными, то когда вы получите черный пояс? ".
Усэны, Ушугуань и Мир
Поскольку Шаолинь вошёл в своё 16-ое столетие,
реконструкция стала чем-то само собой разумеющимся. Шаолинь получил популярность
после кинофильма с Ли Лианцзье. "Храм Шаолинь" (1980) привлек туристов и
учеников, что привело к экономическим изменениям. Внезапно появился бюджет,
чтобы восстановить древние залы. Это долгий процесс, который набрал силу
сегодня. К 1988 году храм начал сотрудничать с правительством по созданию
Ушугуань (дворец Ушу), структуры, предназначенной для обучения иностранцев.
Когда он был построен, это было самое крупное заведение, посвященное ушу в
Китае. Оно было укомплектовано преподавателями, являвшимися Шаолиньскими усэнами.
Ши Дэчен был в составе монахов, которые преподавали в Ушугуань, и занимал
должность главного тренера. "Внутри храма довольно простые и суровые условия", -
комментирует Дэчен. "Это не легко для иностранцев. Правительство строило
Ушугуань для них. Окно, чтобы распространить культуру Шаолиня. Там имеются
современные удобства, так что бы иностранные ученики могли оставаться и
учиться".
Ушугуаньские усэны были размещены там же, хотя сначала
некоторые все еще оставались в храме. "Это не далеко", - обращает внимание
Дэчен. "Я тоже вначале ходил взад-вперед. Потом, через какой-то период, я
возвратился и остался в храме. "Но в конечном счете, разделение между Ушугуанем
и Храмом росло. "Когда я жил в Храме Шаолинь, то участвовал в службах утром и
вечером", - говорит Дэчен. "Между, тренировался и работал. В Ушугуань, не было
подходящих условий для служб. Утром и вечером, мы обучали студентов боевым
искусствам. Но у нас была также и возможность, чтобы преподавать Буддизм".
Год спустя, после открытия Ушугуань, Дэчен был в
составе самой первой делегации монахов Шаолиня, посетившей другое государство с
миссией дружбы. Дэчен прибыл во Францию вместе с Ши Деюй, Ши Янцзы и Ши Юншоу, и
пробыл там в течение 17 дней. Это стало первым шагом Шаолиньских усэнов в
распространении дхармы за границей через боевые искусства. Теперь адептам не
обязательно было ехать в Сун Шань. Горы сами приехали к ним. Для Дэчена это было
начало продолжительной миссии по множеству стран земного шара. Другие
Ушугуаньские монахи были задействованы в аналогичных проектах. Впоследствии,
многие члены этой команды воспользовались гостеприимством и необычайным
интересом к Шаолиньской культуре этих стран. Ши Янцзы иммигрировал в Англию, где
открыл школу. Ши Юншоу - теперь в Гуандуне. Ши Синхун, Ши Синвэй, Ши Дэшань и Ши
Синхао - фактически все монахи, преподающие в Америке в настоящее время, однажды
преподавали в Ушугуань.
Оранжевые Одежды и Бритые Головы
После Ушугуаня случился взрыв роста количества частных
школ в данной местности. Долина, окружающая Храм Шаолинь, стала наводненной
этими заведениями, заполненными китайскими учениками. С теми школами прибыли
рестораны, туристические магазины и различные лавки, плюс около двух миллионов
туристов в год, и десятки тысяч студентов и посещающих их семейств. Какой уж там
"затерянный в горах". Хаос был довольно близок. Последняя капля - убийство
ученика в стычке между школами, - и руководство Храма объединяет усилия с
властями, чтобы провести программу очистки долины и принудительного переселения.
Только Ушугуаню позволили остаться. Все школы были разрушены. Другие переместили
в Дэнфэн - близлежащий город (приблизительно 15 км от Шаолиня). Хотя по-прежнему
действует маленькая школа Ши Хэн Фу - "Шаолинь Усэн Cюе", расположенная справа у
подножия горного массива возвышающегося за монастырём.
В феврале 2001 года, Ши Дэчен оставил Ушугуань, чтобы
открыть собственную частную школу в Дэнфэне. "Ши Дечен Сун Шань Шаолинь Сы У Сяо"
скромен по размеру, только… несколько сотен студентов. Его поездки принесли ему
популярность за границей, и много студентов пожелали учиться у него. "Есть
студенты из бедных семей, и конечно они получают скидки, если действительно
хотят учиться. Это дает им несколько большие возможности".
В настоящее время, приблизительно восемьдесят
зарегистрированных школ ушу в Дэнфэне. Но только тридцать из этих школ
управляются монахами Шаолиня. Другие пятьдесят местными лаобанями. Самая большая
школа - Taгоу насчитывает 13000 студентов. Директор школы Тагоу, Лю Баошань
монахом не являлся. Он даже не Буддист, но уже более чем 50 лет состоит в
коммунистической партии. Однако, подобно всем другим восьмидесяти школам Дэнфэна,
Тагоу имеет команду для демонстраций.
Почти все показушные команды одеты и обриты как монахи.
Нередко эти команды выезжают за границу с показом своих шоу, в России они тоже
не редкость. В некоторых из этих групп задействованы бывшие монахи, являющиеся
руководителями собственных частных школ (например, Дэцянь). А многие просто не
имеют никакого отношения к Шаолиню. Нередки случаи показательных выступлений
даже не китайцами, и даже не бывавшими в Китае когда-либо. Часть "официальных"
команд составляли усэны, которые только год или два провели в Шаолине.
Преобразования в китайской жизни привели к некоторым
изменения в деятельности Буддийского сообщества, Центральным органом которого
стала Национальная Ассоциация Буддистов Китая (где Настоятель Ши Юнсинь занимает
пост вице-председателя). Строго говоря, она имеет полномочия, чтобы удостоверить
любого монаха. А они иногда путешествуют от храма к храму, так некоторые из
известных монахов были фактически обучены в других монастырях.
"То, что все кто не попадя, носят усэнские одежды, -
показывает, что людям это просто нравится", - смеётся Дэчен. "Люди хотят узнать
больше о Шаолине, и о тех, кто по праву носит эти одежды. Это своего рода
реклама, чем большее количество людей носит сэнъи, тем больше интерес. Может
кто-то, вследствие этого всерьёз задумается о Чань. В былые времена мы никогда
не думали, что всё это может так широко распространиться за границей".
Наследие Великого монастыря - это не только Шаолинь
Кунг Фу, оно лишь является вспомогательным предметом, через который идёт
постижение Чань. "Некоторые студенты жаловались, что в Ушугуань нет ни одной
статуи Будды", - рассказывает Дэчен. "Но Будда находится в вашем сердце. Если Вы
думаете, что Будда - перед Вами, то он - перед Вами. Если Вы поете сутры, но
Ваше сердце не участвует в этом, это бесполезно. Лучше не петь".
"Чтобы отличить настоящего монаха от фальшивки, не
смотрите на одежды. Не смотрите на бритую голову. Не смотрите на его навык в
кунг фу. Это - только плоть и кости. Смотрите в сердце. Это - сущность".
http://shaolinwt.narod.ru/tashm.htm