II . Дыхание в таолу и ударной технике
Движения, взгляд и дух в таолу:
Дыхание в Тунбэй характеризуется следующими формулами:
"энергия ци достигает глубины", "энергия- ци опускается в даньтянь ". Это
потому, что дыхание при выполнении движений связано с их продолжительностью, а
также со стимулированием физического усилия, что выражено в формуле "энергия- ци
стимулирует силу". Комплексы Тунбэй сложны по структуре, выполняются быстро,
отличаются большим объемом движений, поэтому требуют большое количество
кислорода. Если не владеть в совершенстве способом абдоминального дыхания с
“опускание ци в даньтянь” и не применять его, то это может привести к
поверхностному дыханию, и как результат - к сбою дыхания, нарушению циркуляции
ци и крови. Поверхностное дыхание приведет к внутренней пустоте (незаполненности
организма энергией- ци ), вызывает стеснение жизненной энергии- ци , что
приводит к недостаточному поступлению кислорода при вдохе, недостаток кислорода
вызывает недостаток силы, вследствие чего движение не может быть
продолжительным, дыхание становится учащенным. Итог: появляется головокружение и
боли в сердце, бледность, пересыхает горло, нарушается координация. Поэтому во
время выполнения движений необходимо применять абдоминальный тип дыхания,
совершенствовать "взращивание энергии- ци ".
Помимо "глубокого" ( чэнь ) дыхания применяются еще три
типа дыхания: ти ("поднимать"), то ("подпирать") и цзюй ("концентрировать").
Совокупность этих типов дыхания называется " ти , то , цзюй , чэнь ". Способ
дыхания ти применяется при переходе от работы в низких позициях к высоким, то -
при статическом режиме в высоких и низких позициях. При выполнении жестких
коротких движений следует переходить на способ цзюй ; при переходе от высоких
позиций к низким применяется способ чэнь . Эти способы дыхания, применяемые в
зависимости от изменения характера движений, тем не менее неизменно подчиняются
основному требованию: "энергия- ци должна достигать глубины". В то же время
дыхание должно быть свободным и естественным, нельзя его подстраивать под
движение.
Движения тела, в основном, определяются движением поясницы
("живая поясница рождает быстрые движения").
Мастера ушу говорят: "Движения должны быть подобны
извивающейся змее".
В таолу глаза двигаются за ладонью, следует быть
внимательным к выполняемой форме, когда движение закончено, глаза смотрят в
точку по направлению движения.
Глаза наполнены духовностью, дух исходит из глаз.
Не прикрывать глаза, а всякий раз держать открытыми так,
как будто вдруг, открыв глаза, вы неожиданно обнаружили какую-то вещь. Нельзя
смотреть вперед, как будто перед вами ничего нет.
Дух должен наполнять тело. Соединение цзинь-шэнь ("семя -
дух"); дух объемлет все пространство. Он должен проявляться на лице, т.е. лицо
должно быть спокойным, но в нем где-то должно быть проявление скрытого гнева.
Никаких других чувств на лице! В то же время выражение на лице должно
соответствовать характеру движений.
Способы дыхания в таолу:
1. Поднимающийся способ дыхания ( ти ). В этом случае низ
живота поднимается вверх, как бы "перекачивая" в грудную клетку находящийся
внизу воздух. При этом центр тяжести поднимается вверх, что используется в
случае прыжков и при переходах из низкой в высокую стойку.
2. Поддерживающее дыхание ( то ). Применяется при ровных
движениях из стабильной позиции. Дыхание в этом случае производится центральной
частью тела. Пример - раскрытие рук в позиции гунбу .
3. Концентрирующее дыхание ( цзюй ). Делается акцент на
фазе выдоха с концентрацией и опусканием ци в область "киноварного поля" (нижний
даньтянь ). Обычно этот тип дыхания сопровождается коротким звуком, причем в
каждой школе ушу существуют свои способы выкриков, выдохов и пр. Однако в любом
случае дыхание должно быть естественным и следовать ритму и рисунку (паттерну)
данного формального комплекса ( таолу ).
Примечание.
Предполагают, что в основе издаваемых в процессе выполнения
таолу выкриков и других подобных характерных звуков лежат так называемые
архетипические фонемы (архетипы). Они изначально вытекают из самой природы того
или иного движения, его боевой интерпретации и целевой направленности.
Например, “колющему” удару мечом соответствует короткий
выкрик “То!”, если же удар “режущий”, то он сопровождается звуком “Зззз…”. Эти
звуки вызывают в человеке соответствующие ассоциации, провоцируя тем самым
определенное состояние сознания, что, в свою очередь, влияет на правильность
выполнения соответствующего приема.
http://www.wushu.org/rus/1401.php