“Дзэнское сидение” и медитация:
Одна из ведущих японских школ дзэн - школа Сото - считает
главным во “внутренней работе” сидячую медитацию - дзадзэн .
Методика сидения в различных ее вариациях распространена по
всему Востоку. В канонической буддийской иконографии Будда созерцает,
расположившись в позе лотоса. Этому же должны следовать и его последователи.
Дзадзэн складывается из процедур по отработке навыков
принятия позы, установления дыхания и самососредоточения. Подобно медитирующему
Бодхидхарме, человек обычно усаживается на пол и обращается лицом к стене. Под
себя он подкладывает мягкую циновку или подушку для того, чтобы при длительном
сидении не нарушилось кровообращение. Как правило, используются две основные
позы — кэккафудза (полный лотос) и ханкафудза (полулотос). Известны также
бирманская и японская позы. Обращается внимание на то, чтобы не изгибался
позвоночник. Грудь не выпячивается, нижняя часть живота внешне расслабленна и
немного выдвинута вперед. Таким образом основной вес тела концентрируется в его
нижней части. При этом плечи должны быть опущены, шея расслаблена, руки ладонями
вниз положены на колени, большие пальцы слегка прикрыты. При соблюдении всех
этих условий увеличивается напряжение в брюшной полости, что необходимо в данном
виде практики.
Дыхание в системе дзэн -тренировки приравнивается к
искусству. Обычно делают по пять, четыре или даже три вдоха и выдоха в минуту.
Мастер дзэн дышит так тихо и незаметно, что даже пух, поднесенный к его носу, не
шелохнется. Многие утверждают, что в дзадзэн дыхание происходит через кожу.
Применяются различные подводящие способы обучения дыханию,
например,
считают вдохи и выдохи. Когда вдыхают, то на вдохе
произносят "раз", когда выдыхают — “два”, и так далее до завершения
определенного цикла. Затем все повторяется. Можно считать только выдохи, вдохи
пропускать или же наоборот. На начальной стадии обучения счет ведут шепотом,
потом считают про себя.
При дыхании следят за тем, чтобы в работе больше
участвовала диафрагма, для этого при вдохе следует расслаблять мышцы нижней
части тела. Выдыхать воздух нужно как можно медленнее, особенно в начальной фазе
выдоха. Обычно слегка задерживают дыхание при переходе от фазы вдоха к выдоху. В
конце выдоха делается небольшая пауза, затем происходит довыдох с легким
наклоном корпуса вперед (практика мисоги ).
Повышенная концентрация внимания в процессе выполнения
упражнений на всех этих факторах помогает устранить внутренний диалог, убрать
ненужные мысли, мешающие самососредоточению. Переход на нижний тип дыхания и
связанное с этим замедление дыхания способствуют достижению пассивной
бдительности сознания, его, как принято говорить, “зеркальности”, что всегда
являлось главной целью психофизического тренинга многочисленных школ воинских
искусств дальневосточного региона.
Подобное состояние непременно соотносилось с творческим
экстазом людей самых разных профессий: актеров, художников, каллиграфов, поэтов
и т.д. В связи с этим становится понятным фигуральное выражение многих классиков
дзэн , “духовная сила человека исходит именно из нижней части живота.
http://www.wushu.org/rus/1401.php