СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ
Дыхание — самый существенный компонент “внутренней” работы
в ушу .
“Дыхание — бог силы”, гласит древняя китайская пословица.
Без правильного дыхания не может быть ни концентрации
внимания, ни статической медитации, ни динамической, ни накопления энергии.
Именно координация дыхания с движениями обеспечивает
устремление энергетической волны в любую точку тела и ближнего пространства,
дающее значительную прибавку в силе и позволяющее в то же время действовать
легко и свободно.
Введение
Губы сомкнуты, рот закрыт, язык касается неба.
Воздух входит и выходит целиком через нос.
Когда применяешь силу, воздух выходит с шумом.
Так обретешь в себе Единое ци Первозданного.
(Мастер ушу Ли Цзымин)
В этой песне поясняются принципы правильного дыхания,
позволяющего накапливать в себе “Единое ци Первозданного Хаоса” (кунью- ань ици),
то есть “подлинную”, или врожденную, несотворенную энергию универсума. Как
гласит старинная поговорка мастеров ушу , “вовне тренируем сухожилия, кости и
кожу, внутри тренируем Единое ци”. Тренировка же внутренней энергии- ци
осуществляется в основном через дыхание.
В школе Тунбэй немного говорят о правильном способе
дыхания, обращая, главным образом, внимание на его естественность и
спонтанность. Однако общие принципы дыхания для всех внутренних стилей и школ
ушу используются и здесь.
Дыхание осуществляется в основном через нос, тогда как губы
неплотно сомкнуты, а кончик языка касается альвеол у основания верхних зубов,
поскольку такое положение языка необходимо для протекания энергии по контуру
главных меридианов в человеческом теле, что объединяет Нижнее и Верхнее
Киноварные Поля. Правильное дыхание в процессе выполнения упражнений
обеспечивает умеренное выделение слюны во рту, при этом горло не может
“пересохнуть”, и энергия свободно циркулирует по меридианам.
Тому, кто только приступает к занятиям ушу, следует
помнить: дыхание должно быть естественным и непринужденным: не следует
акцентировать на нем слишком большое внимание, однако надо использовать нижний
тип дыхания (“животом”). В спортивном спарринге, а тем более в реальной схватке
важно дышать незаметно для противника, иначе он легко “вычислит” Вас - в момент
перехода от фазы вдоха к выдоху возникает “брешь” в Вашей обороне.
И напротив, если Вы внимательны к дыханию противника, то
можно с определенной достоверностью судить о его намерении начать атаку или
нанести удар; тогда Вам легче перехватить инициативу, нанести упреждающий удар и
перейти к немедленной контратаке.
В дальнейшем по мере накопления опыта и роста мастерства
каждый находит свою, пригодную для него форму дыхания. Наиболее распространенной
является так называемое “обратное” дыхание: при вдохе живот втягивается, и
воздух сначала скапливается в груди, а затем опускается вместе с опусканием
энергии- ци в область нижнего даньтянь . С точки зрения “внутренней работы”
совершенное дыхание должно стимулировать круговое движение (так называемый
“небесный круговорот”) энергии меж ду точками хуэйинь в промежности и байхуэй у
темени. Фаза “накопления силы” соответствует скапливанию ци в Киноварном Поле, а
момент “испускания силы” означает выброс энергии, сопровождаемый
концентрированным выдохом.
Подобный концентрированный выдох и выброс силы в Тунбэй
сопровождается характерным звуком, напоминающим вы крик “Хум” (или “Ху”) с
“опорой” на диафрагму и сомкнутыми при этом неплотно губами. Вдох идет незаметно
в паузах между ударами, во время перемещений и “забирающих” блоков.
Такая система сочетания вдохов-выдохов в Тунбэй характерна
также и для многих школ традиционного ушу. Например, в школе багуачжан в песне,
посвященной тренировке ци и секретам дыхания, говорится:
Плотно стисни зубы и рот не разевай.
При открытом рте ци уйдет, и силе откуда взяться?
Нужно знать: ци всегда пребывает в животе,
Взмахни руками — и ци растечется свободно.
При всех движениях и поворотах ци движется легко
И пронизывает до конца все мышцы и все суставы.
Так тренируй ци всякий день сутра и до вечера,
И тело станет крепким, а живот — как железный!
Выполнение дыхательных упражнений условно можно разделить
на три этапа: комбинирование легочного и диафрагменного дыхания, образование так
называемого малого круга дыхания в области брюшины и, наконец, образование
“большого круга” дыхания легкими и диафрагмой. Соответственно, дыхательные
упражнения способствовали прохождению ци по определенным точкам, которые
замыкались в малый и большой “небесные круги”. Как правило, во всех школах
дыхательные упражнения сочетаются с акупрессуриым давлением на жизненно важные
точки тела и воздействием на группы мышц для “выталкивания” выдыхаемого воздуха.
Дыхание служит основой психофизического тренинга,
развивающего скрытые энергетические возможности организма.
http://www.wushu.org/rus/1401.php