3.Исследование происхождения тайцзицюань
Относительно происхождения тайцзицюань существует огромное
количество противоречащих друг другу версий, различие точек зрения предельно
велико, сформировались даже целые школы. Данная книга не является специальным
исследованием по происхождению тайцзицюань, но изучим хотя бы вопрос об учителях
малой ветви тайцзицюань семьи Ян, где помимо некоторых материалов и исследований
последних исторических периодов ничего достоверно не известно.
(1)Исследование южной ветви тайцзицюань
Южная ветвь тайцзицюань - это кулак внутренней семьи Чжан
Саньфэна с гор Удан. К историческим документам по южной ветви тайцзицюань
относятся: "Тексты и наброски Наньлэя" - раздел "Надпись на могиле Ван Чжэннаня",
"Исходный образец изучения Цзи" - раздел "Биография господина Ван Чжэннаня",
"Записки о Ван Шичжэне", "Хроники области Нинбо" - раздел "Биография Чжан Сунси",
"Документальные свидетельства Сы Юэ" - раздел "Биография бойца Чжан Сунси",
основное их содержание уже представлено ранее. Сейчас на основе этих
исторических источников проведем некоторое исследование.
Хуан Цзунси (1610-1695) - автор "Надписи на могиле Ван
Чжэннаня" - был историком, жившим в конце династии Мин - начале династии Цин,
прозвание имел Тайчун, прозвище - Наньлэй, ученики называли его "Господин из
Личжоу", из Юйяо провинции Чжэцзян, после падения династии Мин удалился на покой
и занялся писанием книг, обладал широкой эрудицией, является автором книг
"Изучение документов династии Сун и Юань", "Изучение документов современной
конфуцианской мысли", "Тексты и наброски Наньлэя". "Надпись на могиле Ван
Чжэннаня" была составлена в 1669 году - восьмом году правления под девизом "Канси"
- и включена в "Тексты и наброски Наньлэя". Это - один из важнейших документов
по истории южной ветви тайцзицюань, он проясняет целый ряд вопросов:
1.Кулачные методы внутренней семьи с гор Удан переданы в
мир Чжан Саньфэном, жившим при династии Сун.
2.Основы шаолиня и кулачных методов внутренней семьи
различаются.
В шаолине "в основном бьют людей", а во внутренней семье
"покоем покоряют движение". Это - самый первый исторический документ, где
упоминается такой принцип кулачного искусства, как "покоем покорять движение".
3.Впервые представлена схема преемствования южной ветви
тайцзицюань (кулачных методов внутренней семьи Чжан Саньфэна).
Особую важность имеет упоминание таких двух ключевых для
происхождения тайцзицюань персон как Ван Цзунъюэ из провинции Шэньси и Чжан
Сунси из провинции Чжэцзян, потому данный документ имеет огромную ценность.
4.Ван Чжэннань сказал: "потому поддерживают это стилями
внешней семьи, это учение действует когда одряхлеешь", в чем проявляется забота
о будущем тайцзицюань.
Южная ветвь тайцзицюань утеряна уже давно. Причину утраты
Ван Чжэннань объяснил очень четко: "поддерживают это стилями внешней семьи".
Современные соревновательные комплексы тайцзицюань - это тоже тайцзицюань,
"поддержанное" спортивным чанцюанем. Мы вновь наступаем на те же грабли.
Автором "Биографии господина Ван Чжэннаня" является Хуан
Байцзя - сын Хуан Цзунси, прозванный Чжуи. Данный текст был создан семь лет
спустя после смерти Ван Чжэннаня. На пятнадцатый год правления под девизом "Канси"
(1676) Хуан Цзунси был еще жив. Оба текста были составлены "в то время, когда
Чэнь Вантин создал свой стиль". Поэтому мы решительно заявляем, что
ванчжэннаневские "кулачные методы внутренней семьи Чжан Саньфэна с гор Удан" не
имеют никакой связи со стилем, созданным Чэнь Вантином. Большие куски в
"Биографии господина Ван Чжэннаня" посвящены описанию кулачных методов
внутренней семьи Чжан Саньфэна. Это драгоценный источник, написанный еще во
время существования южной ветви тайцзицюань, неоценимый источник для ссылок при
работе по изучению и воссозданию южной ветви тайцзицюань.
Ван Шичжэнь (1634-1711) по прозвищу "отшельник с гор Юйян"
был жителем Синьчэна провинции Шаньдун. В годы правления под девизом "Шуньчжи"
[прим.перев. - 1638-1661] он стал цзиньши, дослужился до главы Ведомства
наказаний. О нем сказано, что "сегодня эти две семьи широко распространились на
востоке Чжэцзяна", следовательно, в начале династии Цин южная ветвь тайцзицюань
еще была широко распространена на востоке провинции Чжэцзян. Он жил в одно время
с Хуан Цзунси, так что распространение южной ветви тайцзицюань на востоке
провинции Чжэцзян в то время они могли видеть своими глазами.
Еще одним важным свидетельством является "Документальные
свидетельства Сы Юэ", раздел "Биография бойца Чжан Сунси", где записано: "В
конце годов правления под девизом "Цзяцин" жил также Чжан Сунси, прославившийся
вокруг". Автор Шэнь Игуань жил при династии Мин в годы правления под девизом "Цзяцин",
в одно время с Чжан Сунси, поэтому достоверность этого документа очень высока.
Вышеприведенные исторические документы взяты из официальных
историй известных авторов, сегодня они хранятся в Пекинской библиотеке, и
существование южной ветви тайцзицюань на востоке провинции Чжэцзян на стыке
династий Мин и Цин можно считать доказанным.
Схема передачи южной ветви тайцзицюань такова:
http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/http://taijiquan.narod.ru/