Очень трудно определить, какие стили следует относить к
шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют стили, занимающиеся которыми
свято уверены, что стиль идет чуть ли не от самого Бодхидхармы (например в
Дэнфэне (адм. центр одноименного уезда) вам покажут комплекс лао хунцюань
(старый хунцюань), абсолютно неизвестный в Шаолине). Сейчас к шаолиньским стилям
обычно относят (1) стили практиковавшиеся и практикующиеся в монастыре постоянно
(как, например хунцюань, с которого обычно и начинают изучать шаолиньцюань) и
(2) стили, носители традиции которых проживают в настоящее время вне монастыря,
но шаолиньское происхождение которых несомненно (это упоминавшийся ранее
лоханьцюань, или шаолинь каньцзяцюань (шаолиньский домашний стиль), хранителем
которого был ушедший впоследствии в мир Суфа).
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства
с уверенностью можно отнести (помимо вышеупомянутых) следующие: сяо хунцюань
(малый хунцюань), да хунцюань (большой хунцюань - 3 комплекса), паоцюань
(пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак обращенный к солнцу), мэйхуацюань (кулак
сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак пронзающих рук), цзиньганцюань (алмазный
кулак), синьиба (захват сердца и мысли) и ряд других. В парные таолу входят
люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюань (кулак пяти соединений), "72 приема
Цзюэюаня" и другие. Основные виды оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой
меч-цзянь, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, лопата с полумесяцем,
девятизвенный хлыст, трехсекционный цеп, кинжал, алебарда-цзи, трезубец и
другие. К смешанным таолу относятся "с голыми руками против широкого меча", "с
голыми руками против копья", "с голыми руками против кинжала", "алебарда против
копья", "широкий меч против копья", "шест против копья", "серп для травы против
копья", "пара широких мечей против копья", "шест высотой до бровей против
копья", "костыль против копья", "костыль против шеста высотой до бровей",
"девятизвенный хлыст против шеста", "пернач с хлыстом против копья", "цеп против
копья" и многие другие.
Помимо всего этого еще в шаолиньском ушу есть методики
циньна (болевых захватов, заломов, удушений и т.п.), специальные методы боя на
короткой дистанции, трактат "Ицзиньцзин" ("Канон изменений в мышцах") и
множество методов жесткой и мягкой наработки.
Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что
подъемы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии,
подъемы поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось
в боях, то там считают, что атака и защита должны происходить фронтально или с
боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка: "кулак
бьет на пространстве где может улечься корова". Это означает, что в бою
наступления и отступления делаются шага на два-три, поэтому при занятиях
шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.
Кроме того в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью)
рука согнута в локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время
не выпрямлена; этот тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком
выпрямилась - не остается сил на возвращение, и если сильный противник схватит
ее то сможет причинить вред; если рука слишком согнута - то может не достать до
цели.
В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованное
использование внутренних трех координаций (сердца и мысли, мысли и ци, ци и
силы) и внешних трех координаций (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и
бедер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься - подобен ветру,
стоишь - подобен вбитому гвоздю, тяжел - словно железо, легок - словно листок,
защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый тигр. Есть
поговорка: "у кулака есть форма, у удара нет формы". Ее смысл в том, что кулак
при тренировке таолу увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной
скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства гласит: "нет
приемов и блоков - будет лишь один удар, появились приемы и блоки - ударов будет
несколько десятков".
К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп
- внутри спокоен" , "поднять шум на востоке и атаковать с запада", "указать
вверх и ударить вниз", "пустое и полное используются параллельно", "есть методы
для инь, есть методы для ян". Движения мощные и ловкие, смысл глубокий - и
выражен просто. Сила используется ловко, и в изобилии содержит реактивность, в
жестком встречается мягкое, в мягком встречается жесткое, жесткое и мягкое
помогают друг другу.
Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка,
соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.
'Наработка' означает, что мастерство должно быть
совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьет тысячу раз, а корпус движется
естественно". В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало
сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать
'один прием на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака.
'Соответствие' - ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны
согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в
лобовое столкновение с надвигающимся приемом, и четырьмя лянами можно извлечь
тысячу цзиней. 'Храбрость' - это решительность. Появилась возможность - и
атакуешь без колебаний. 'Быстрота' - это скорость. В движении подобен убегающему
зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь. 'Свирепость' означает, что в
движениях должна быть сила. 'Подлинность' - это означает, что не надо
тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой если не
удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
При этом в шаолиньском ушу обращают огромное внимание на
трансформации пустого и полного, в стратегии прорабатывают "встречаешь жесткое
мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением". В закалке
основным методом является "столбовое настаивание", в который входят столбовое
настаивание в позиции мабу, столбы знаков 'цзы' и 'у', столбы сливы мэйхуа и
т.д. "Столбовое настаивание" - база шаолиньского кулачного искусства, важнейший
способ натренировывания силы ног и урегулирования дыхания. Натренировал
"столбовое настаивание" - и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.
http://www.combat-jujutsu.kiev.ua/files/Shaolin2.htm