Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства
рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в
монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань
(административный центр - Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко
распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших
ветвей ушу. Согласно легендам оно ведет свое начало от индийского проповедника
буддизма Бодхидхармы (на китайском его имя было протранскрибировано как Путидамо,
позднее его стали называть просто Дамо). Он прибыл в царство Северная Вэй
примерно в VI веке и будучи не понятым удалился в этот монастырь где и просидел
девять лет в пещере лицом к стене (эта пещера до сих пор существует и служит
одним из объектов посещения для туристов). Когда он, наконец, решил подняться,
то оказалось, что его ноги потеряли двигательную способность. Однако используя
особый комплекс упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в
будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От
него монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу - "18 рук
архатов" (архат - последователь Будды, достигший последней, четвертой ступени
святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний).
Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако
историческим фактом является то, что в предписанные им монахам "4 деяния"
входило и "воздаяние за зло".
Другой популярной легендой о Шаолиньском монастыре является
история о том, как 13 монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли
Шиминь - второй император династии Тан - спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в
протекавшую неподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать
монахов решили защитить императора, и монашеский отряд разгрромив мятежников
взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал
монастырю землю (около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому
монстырю было позволено содержать особые монашеские войска. Эта история
послужила основой для снятого в 1980 году в КНР знаменитого фильма "Шаолиньский
монастырь", в котором монахов и наставников Шаолиня сыграли Ли Ляньцзэ, Цю
Цзяньго, Юй Хай и другие члены сборной КНР по ушу и чемпионы Китая (как говорили
после этого, "Брюс Ли показал миру что китайцы тоже умеют драться, а Ли Ляньцзэ
продемонстрировал как они это делают на самом деле"). Ли Ляньцзэ после этого
фильма стал всемирно известен, снялся в большом количестве боевиков-кунфу, а
впоследствии получил приглашение на должность тренера сборной США по ушу, где и
работает в настоящее время. Кстати, одного из генералов Ван Шичуня сыграл в этом
фильме Пань Цинфу, главный тренер сборной провинции Хунань, прославившийся
позднее среди любителей восточных видеобоевиков тем, как он сыграл сам себя в
фильме "Сталь и шелк".
Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что
в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу
периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре
появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью -
постичь тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших
наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не
соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров,
он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли
Соу. Ухнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя
столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские
традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай
Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали
имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на
основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в
Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"), который потом был
дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему "боя пяти животных" -
тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля.
Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель
Фуюй сделал новый вклад в развитие шаолиньского боевого искусства: он пригласил
в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике. С той
поры в набор классических шаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна),
тунбицюань (кулак рук Туна) и т.п. Другим значительным деянием Фуюя является
открытие пяти филиалов Шаолиня - в Монголии (составлявшей в тот момент единое
государство с Китаем), на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань
(нынешний Сиань), Лоян и Тайюань.
Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. 20-е годы
нашего века вошли в историю Китая под названием "правление милитаристов", когда
каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона)
объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких
провинций до одной деревни). Все они вели сложную военно-политическую борьбу за
увеличение своих владений, и в перспективе - за контроль над всем Китаем, то
объединяясь в клики, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 году место, где
находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим
пожаром за всю его многовековую историю. Согласно хроникам, огонь бушевал 40
дней, монастырь выгорел почти дотла. Монахи разбрелись по окрестным деревням,
часть вернулась в мир. Некоторые пошли в армии к милитаристам, где благодаря
своему знанию боевых искусств быстро выбивались на команлные посты, в годы
Второй мировой войны приходилось монахам воевать и в партизанских отрядах.
Наверное самую головокружительную карьеру сделал Сюй Шию (монашеское имя Юнян),
который вступив в компартию дослужился до должности командующего Гуанчжоуским
военным округом и был одним из сподвижников Мао Цзэдуна. О нем и его шаолиньском
прошлом не раз упоминает в своих мемуарах личный врач Мао Цзэдуна Ли Чжисуй (Li
Zhisui "The private life of Chairman Mao", Random Hause, New York, 1994 ,
русский перевод - Ли Чжисуй "Мао Цзэдун. Записки личного врача", Минск,
"Интердайджест", 1996 в серии "История в лицах. Диктаторы").
Монастырь так и находился в руинах до 1970 года, когда о
своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин, объявивший себя
преемником шаолиньской традиции, якобы переданной ему в годы войны в Китае
каким-то из монахов (история, честно говоря, очень и очень сомнительная, но по
политическим соображениям в Китае обычно предпочитают называть то, чем
занимаются в "Японском союзе сериндзи кэмпо", японским вариантом шаолиньского
ушу). Тогда правительство срочно выделило крупную сумму на восстановление
монастыря и собрало уцелевших монахов (точнее тех, кто захотел вернуться в
монастырь).
В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде
всего крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ
ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на
доверчивых иностранцах, которые всерьез готовы выкладывать по 20$ в день за то,
чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали
настоящее шаолиньское ушу". Одним из самых известных заведений такого рода
является Международная академия шаолиньского ушу. Возглавляет ее Ван Чанцин
(обычно предпочитающий подписываться монашеским именем Дэцянь), который в свое
время несколько лет изучал в Шаолине традиционную медицину (не ушу!!!), после
чего начал издавать от своего имени содержимое шаолиньских архивов, даже не
позаботившись хоть чуть-чуть упорядочить разнородные тексты и придать им подобие
хоть какой-то системы (для сравнения: люди, действительно обучавшиеся истинному
шаолиньскому ушу и издававшие хорошие учебники издавали две-три, от силы пять
книг, Дэцянь же за последние 15 лет издал что-то около 30 или 40 книг). Есть
рядом с монастырем и спортивный институт шаолиньского ушу, выпускники которого
разъезжают в монашеских одеждах по всему миру, давая показательные выступления.
В этих условиях многие истинные мастера покидают монастырь, предпочитая
открывать свои собственные институты шаолиньского ушу в других городах и даже
других провинциях КНР (так например, преемник Дэгэня - хранителя традиции стиля
шаолинь лоханьцюань (шаолиньский кулак архатов) - открыл свой институт в Кайфэне,
в самом Шаолине же в настоящее время этим одним из классических монастырских
стилей не владеет никто). Однако это не означает что в самом монастыре мастеров
уже не осталось - еще имеются. Из современных самым известным является Дэян.
Живы и некоторые из стариков - Дэчань, например, благодаря усилиям которого и
велось восстановление монастыря в начале 70-х. Уже много лет остро стоит
проблема настоятеля, который, согласно традиции, должен и ушу хорошо владеть, и
в буддизме разбираться. Уже давно такого не находится. Конечно, кто-то
монастырем руководит постоянно (в настоящее время - Суси), но настоятелем его не
называют, он, так сказать, "и.о.".
В шаолиньском ушу есть как стили внутренней работы, где
главное - мягкость, так и стили внешней работы, наполненные жесткой силой. К
настоящему времени стилей внешней работы - подавляющее большинство. Внутреннюю и
внешнюю работу различают по специфике искусства, вне зависимости от школы. Если
в основном тренируют "мышцы, кожу и кости" - это внешняя работа, если цзин, ци и
шэнь - это внутренняя работа.
http://www.combat-jujutsu.kiev.ua/files/Shaolin2.htm