Психология ГУНФУ.
-Шифу, у нас давно возник вопрос, из двух мастеров разных
стилей кто победит, например мас-тер по стилю «обезьяны» или «змеи»? Какой стиль
предпочтительнее? – задал я вопрос, после того как мы перешли к чайной
«церемонии».
-Вопрос мне понятен, хотя задан он не совсем корректно. Я,
показал несколько стилей, их воз-можности и разнообразие, а также их
взаимодействие. Суть ответа на вопрос в том, что неважно, каким стилем ты
работаешь, а важен уровень мастерства, которым владеешь. Чем выше класс бойца,
тем изо-щреннее методы нападения и обороны, тем глубже расчет, тоньше
психологическая борьба. В единобор-стве чувство взаимной опасности соперников
образует один из внутренних планов их поединка. Мастера любого стиля невозможно
победить атакой «в лоб». Победить – значит запутать, сбить с толку, поймать на
обманное движение, неожиданным действием поставить в тупик. Очень важно умение
предугадать намерения противника и маскировать свои собственные – одно из
наиболее важных качеств бойца. А владение в совершенстве несколькими стилями
облегчает эту задачу.
-Вот это чувство опасности или рефлексивная борьба, о
которых вы говорили, нам хорошо из-вестна, и которое является важнейшим
«измерением» в психологии поединка. Существуют ли методы специальной
психологической подготовки бойца.
Шифу, загадочно улыбнулся, выдержал паузу и сказал.
-Представьте себе наше житье с Учителем Лао Чжаном. Горы,
лес, шалаш на дереве, горная ре-ка. Вечером за ужином Учитель объявляет: «Завтра
день боя». Это значит, что всю работу по «хозяйству» нужно выполнять в состоянии
постоянной готовности к поединку. Несу, два ведра воды, неожиданно вдруг
выскакивает Учитель из кустов и без предупреждения атакует меня шестом. Палка в
его руках сви-стела как пропеллер. Только успевал, правда, не всегда удачно по
началу, уклоняться от его ударов. Вед-ра с водой опрокидывались, все приходилось
начинать сначала. Рублю дрова, чтобы развести огонь и приготовить обед. Свист
меча над головой, невероятная гибкость проявляется во всем теле, чтобы избе-жать
ударов вынужден совершать повороты с большой амплитудой. Так начинается бой
топор против меча. И так целый день, а вечером старик упрекает, что обед не
вовремя приготовил или воды мало нано-сил. Или разбудит ночью и заставляет
отрабатывать прямой удар кулаком в доску, в которую вбиты гвоз-ди. Но сами
гвозди закрыты листом газеты, расстояние до них от листа 1-2 сантиметра. Нужно
бить так, чтобы «разбить» газету, но не пораниться. Однажды, мы рыли яму, чтобы
отрабатывать прыжки, это так называемая «работа с ямой» по стихии «Земля», а
также для хранения продуктов. Когда яма была доста-точно глубокая, выше
человеческого роста и я, находился там, старик бросил в низ большую, как мне
показалось змею. В мгновении ока, прыжком, я оказался наверху.
-Проще было договориться с ней, чем проявлять такую
прыткость, - пробурчал старик.
-С кем договориться и как договориться? –переведя дух,
спросил я.
-Ничего, дай время, научишься и понимать, и дружить. Ведь
они, братья наши меньшие, «Учи-теля» наши. Главное наблюдай, постарайся уловить,
как действует поток ци в их организме, как он за-ставляет змею – извиваться,
скручиваться кольцом или оплетать, жалить и душить жертву.
-Как-то весной, пошли мы с Учителем в горы, трав
насобирать, кореньев. Цветы горные на фоне зеленой травы, запахи медовые,
красота, благодать. Привел он меня в какую-то пещеру: «Ты посиди здесь, а я за
водой к водопаду схожу», - сказал он. Хотя готовить пищу, носить воду, это моя
работа. Ну, думаю, отдохну, расслаблюсь. Осмотрелся, ничего так себе пещерка,
сухая. Вдруг вижу, что-то в метрах двух от меня шевелиться. Присмотрелся, клубок
змей и как-то стройными рядами они поползли ко мне. Сижу не шелохнусь. Они все
ближе и ближе. Сижу! Они возле ног, уже по ногам ползут. Приходит ста-рик, видит
мое оцепенение и говорит: «Ну, что подружился, не скучал?» Я уже взмок, стараюсь
рассла-биться. Они эти «друзья наши» уже по телу, по шее, по голове ползают. Ну,
не жалят и хорошо! Я же их не кусаю, не обижаю. Да же приятное чувство появилось
от их тесного контакта. «Успокоился», они та-кие гибкие, упругие, сильные и даже
«симпатичные». Стал их снимать с себя, не возражают. Освободил-ся и не отводя
глаз от этого скопища, ретировался из пещеры. Старик внимательно наблюдал за
пред-ставлением: «А, как змеи находят друг друга, ты знаешь, Есен? – спросил он.
-Ну, как, это самое…
-По запаху. Сегодня утром я делал тебе массаж и намазал
твои ноги и тело секретом из железы самки. Они, тебя приняли за своего и вреда
причинить не могли. В этот период они спариваются и их сердца наполнены
«любовью».
-А, как же этот клубок в пещере?
-Это я с ними «договорился».
-Вот так чувство опасности или как вы говорите,
рефлексивную борьбу воспитывал во мне мой Учитель, - отхлебнув глоток чая,
подытожил Шифу.
-Психология гунфу, ведь это не только воспитание боевого
аспекта. Это, прежде всего раз-витие гармоничной личности.
Гунфу, как «наука жизни», является одним из возможных путей
развития человека, построенном на знании законов природы и их использовании в
тренировках, и в повседневной жизни. Гунфу – это путь раскрытия возможностей
человека, дающий ему новые духовные, эмоциональные, интеллектуальные и
физические силы, - включился в разговор Анатолий Попович.
-Слово психология составлено из двух греческих слов –
«психэ», то есть душа, психика и «ло-гос» – учение. Наука психология, изучает
механизмы и законы, жизни души, и Духа. Хотя, современная психология не
раскрывает смысл души и Духа, а скорее описывает поведенческую мотивацию
человека в различных ситуациях - подхватил тему, я.
-Даосский принцип подхода к изучению психологии гунфу,
раскрывает смысл души и Духа. Рас-сматривает их в целостности с телом человека,
которое является обителью души и служит возрождению Духа, охватывает три уровня
человеческого существа:
-физическое тело;
-энергетическое тело - «душа»;
-Дух.
Условно психологию гунфу можно разделить на три категории:
первая – системы, которые изучают человека, таким, какой он
есть;
вторая – системы, изучающие человека с точки зрения его
возможного развития, то есть эволюции;
третья - системы принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности.
Таким образом, с древних времен, психология гунфу,
соединяет в себе научный подход и прак-тическую деятельность. Основана она на
изучении принципов, законов и факторов возможного развития человека, - стал
объяснять Шифу.
http://gunfu-kazan.narod.ru/part1.html