Очередной международный чемпионат шаолиньского ушу в
этом году проводился в Малайзии, в центре штата Саравак городе Кучинг.
Известие о проведении престижного в мире
традиционного ушу мероприятия обрадовало руководство российской Федерации
шаолиньских боевых искусств, но то, что оно проводится в дальних странах на
затерянных в Индийском океане островах, сильно озадачило. Кучинг – это
действительно очень далеко, это далеко не столичный город и добраться до него
без пары пересадок затруднительно. Как всегда, все упиралось в финансовый
вопрос. И чем ближе подходил момент отправки на чемпионат, тем все отчетливее
проступала значительная сумма денег, необходимая для поездки. Престиж России на
международном турнире, как оказалось, нужен только самим участникам и Федерации,
и в итоге команда с 14 человек сократилась до трех.
Организаторы чемпионата сделали все, чтобы участники
чувствовали себя как дома. Дружественная обстановка царила на протяжении всего
турнира.
На состязания съехались представители 9 стран,
которые выставили 14 команд. Россияне ожидали упорной борьбы, исходя из
заявленных мастеров. Но…
Открытие чемпионата было торжественным и красивым.
Львы, драконы, головокружительные пируэты, звон мечей, грохот барабанов, … все
было замечательно. Для участников и зрителей было неожиданно и удивительно,
когда среди воспитанников Международной академии ушу монастыря Шаолинь - вполне
«китайского учебного заведения» - выступил русский, Сергей Кузнецов,
руководитель воронежского отделения ФШБИ, демонстрируя чудеса жесткого цигун.
Сначала, он сломал об голову два напильника. Затем, надавив весом своего тела на
копье, которое острым наконечником упиралось в горло Сергея, согнул, а затем
сломал древко копья. Никто на чемпионате больше такого не демонстрировал. Зал
рукоплескал. Второй раз зал оживился, когда щупленький монах из Гуаньчжоу
выполнил вертикальную стойку на одном пальце.
Все присутствующие в спорткомплексе замерли, когда
при выполнении командой Сингапура танца льва на столбах трехметровой высоты,
один из участников оступился и упал вниз вместе с партнером, стоящим у него на
плечах. Один из них от падения с пятиметровой высоты потерял сознание. Зал
молчал. Врачи бросились на площадку. Но, придя в себя, юноша поднял маску льва и
вместе с напарником двинулся на исходную. Под бурные овации они довели танец до
конца.
Наконец по периметру площадки разместились судьи.
Все в черном, без эмоций на лицах. Короткие резкие команды. Все как в кино.
Невольно глаза начали бегать по участникам и искать Брюса Ли.
Началось.
Быстро и четко работали китайцы из Международной
академии и из Шаолиньской школы в Гуанчжоу. Это был классический шаоолиньцюань в
его лучших традициях. Россияне от них не отставали. А вот шаолиньцюань бойцов из
Гонконга и Тайваня напоминал старые добрые «гонконговские» фильмы о кунфу.
Малайцы показали смесь шаолиньцюань с карате. Канадцы и американцы … ну, это шоу
по жизни, не имеющее даже близкого отношения к китайской традиции, хотя элементы
акробатики поставлены хорошо. После выступления участников из Индии, стало
понятно, что не пришел Шаолинь и в страну слонов и чая.
Мало кто, кроме высших наставников понимал, зачем
сделаны столь смешанные состязания, а у них была вполне четкая цель: посмотреть
на то, что подразумевают под «шаолиньцюань» разные страны и школы в преддверии
очень серьезного и строгого упорядочивания, проводимого Международной
Федерацией. Шаолиньская традиция открыта для всех, но все же ей надо хотя бы
немного учиться и, желательно, не по своим снам и фантазиям…
А вот еще одна неожиданность, которую можно
встретить, пожалуй, только на традиционных соревнованиях по ушу. Участников
соревнований в категории нэйгун пригласили по очереди подойти к главному судье
чемпионата преподобному Ши Дэцяню. Дэцянь, наложив три пальца на запястье одной,
а затем и другой руки, улыбнулся, что-то сказал девушке, которая сделала
какие-то пометки, поклонился и обратил свой взор к следующему участнику. Мы
поняли, что все это – очень и очень серьезно,– такую проверку «обмануть»
невозможно. И сразу договорились, что технику цигун выполнять, что называется,
«по полной программе». Кстати, эта процедура проверки у Дэцяня повторялась с
каждым участником после его выступления.
Что еще было странным и не совсем привычным. Судьи
передавали свои записки главному судье, и результат … не объявлялся. Все стало
известно только в момент награждения. Ведь дело не в результате, а в способности
продемонстрировать свое мастерство.
Цигун — самая мощная и самая загадочная по своим
эффектам система. Это, равно как и то, что Дэцянь действительно является
носителем глубоких знаний и то, что эти знания не всем доступны, мы поняли,
когда стала выступать российская команда. Как только мы начали выполнять технику
шаолиньского цигун, у судейского столика собрались, по-моему, все видеокамеры
спортивного комплекса. От первого до последнего движения снимались на видео и
фото-аппаратуру. Такое было ощущение, что творим страшный грех — раскрываем
вековые тайны Шаолиня. Никто, кроме нас эту технику не выполнял, мы же делали
комплексы, которые изучали у наших наставников в Шаолиньских стенах. Как потом
мы поняли уже позже, настоящий шаолиньский цигун известен очень мало, а под его
видом подается какой-то суррогат из самых разных дыхательных упражнений. Дэцянь
же, глядя на нас, без улыбки кивал головой, не то одобрительно, не то говоря:
«ну-ну». Но в результате к нам подходили и одобрительно жали руки. А Юрия
Момотова стали называть «Дамо», намекая на его схожесть с обликом
полулегендарного первопатриарха чань-буддизма Бодхидхармы.
Перед награждением мы не знали, кем себя ощущать, то
ли рядовыми участниками, которым настала пора уезжать, то ли относительно
неплохо выступившими в отдельных видах программы. Ведь до сих пор не было
понятно, чью технику шаолиньские наставнику признают не столько достойной
наград, сколько вообще «шаолиньской». И тут … две золотые, две серебряные и одна
бронзовая медаль! И еще командный кубок! И именной кубок Сергею Кузнецову за
демонстрацию жесткого цигун. Этого мы не ожидали.
И тут стало как-то обидно, что нет здесь многих
наших ребят из Федерации, им было бы что показать. А еще обидно за многих
последователей ушу во многих странах мирах, которым под видом «шаолиньской
техники» коммерсанты и продюсеры из Китая «впаривают» некое «шаолиньское шоу»,
привлекая призрачной возможностью «приехать в Шаолинь» (кстати, это может
сделать каждый за очень скромную сумму денег, несопоставимую с теми моральными
затратами, на которые придется пойти, чтобы предать дела и сам дух сотен
поколений мастеров). Увы, для кого-то шоу оказывается интереснее, чем знания
целых поколений. Обидно за многих людей, которые не сумев найти дорогу к
истинной Шаолиньской традиции, оказываются жертвами коммерсантов и обманщиков.
Обидно за китайцев, которые свою культуру разменивают на деньги, а знания
медленно перетекают из обители боевых искусств за рубеж. И еще обидно за
огромную страну, расположенную на одной шестой части суши, в которой группы
энтузиастов накапливают знания и опыт мировых культур и на международных форумах
высоко поднимают знамя своей страны, а великой стране не до того, она, родимая,
занята поисками способов оздоровления нации путем принятия постановлений и
пищевых добавок.
Парадокс в другом – долгое время многие на Западе
опасались, что «хитроумные» китайские мастера никогда не будут обучать
не-китайцев секретам традиционного ушу. Но все перевернулось, сегодня многие
европейцы становятся действительными носителями традиции ряда школ ушу, в том
числе и шаолиньской, и они вместе с немногочисленными китайскими мастерами
продолжают древний Путь. Разве не это показало в том числе и наше участие в
турнире в Малайзии? Оказывается, опасаться надо было совсем другого – дешевой
«распродажи Шаолиня» под видом шоу и клоунады, которой с удовольствием
занимаются как внутри Китая, так и за его рубежами.
Но все равно, мы уезжали домой в хорошем настроении,
расставаясь с новыми друзьями и единомышленниками. Хотя в голове постоянно
звучал один и тот же вопрос: «Куда уходит Шаолинь?».
Евгений Чертовских (Синган)
http://kungfu.ru/article.html?rid=2&id=73