На Западе и во многих других странах федерации и центры по
изучению ушу действуют уже сравнительно давно и накопили солидный опыт
организационной работы, а поскольку международные интеграционные процессы в
последние годы нарастают в самых различных сферах экономики и культуры, не
обошли они и ушу: сейчас наметилась четкая тенденция к объединению усилий разных
стран в этой области. Развитию ушу способствует проведение мировых и
региональных турниров и чемпионатов по ушу-саньда и ушу-таолу, выпуск огромного
числа книг по тематике ушу, кинофильмов и популярных телепредач. Таким образом,
на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности роста (вернее, своего
возрождения), ушу начинает занимать свое законное почетное место в табели о
рангах среди других единоборств всех видов, кроме того, становится действенным
фактором, способствующим развитию культурных связей и дружбы между народами.
Бум боевых искусств во всем мире:
Китайские боевые искусства стали очень популярными на
Западе. Еще в начале 80-х многие европейские мастера боевых искусств ездили в
материковый Китай, на Тайвань и в Гонконг, пытаясь за краткое пребывание там
познакомиться с искусством "кунг-фу". Позднее любому стало ясно, что серьезные
занятия требуют системного подхода, многолетнего постижения глубинной сущности
боевого искусства в любом стиле и направлении, тогда они стали приглашать к себе
известных китайских мастеров, организовывать школы под их именем, заодно
зарабатывая на этом немалые деньги. Немалое число подобных мелких школ возникло
в Англии, Германии, Франции, США, Канаде и других странах Запада. Каждая их них
существует сама по себе, варится, что называется, в собственном соку и борется
за свой собственный имидж, что никак не способствует решению общих задач по
развитию ушу.
Ушу на Западе и в других странах:
С массовостью, популяризацией и тиражированием восточных
боевых искусств в угоду вкусам потребительского общества Запад не приобрел
ничего (если, конечно, не считать ван-даммовского поперечного шпагата); сама
традиция оказалась утерянной. В качестве ответной реакции это вызвало появление
"чистозападных" ("фулл-контакт, кикбоксинг") или "чистонациональных" ("русский
бой") единоборств, либо отрицающих всякую внутреннюю работу и нацеленных лишь на
достижение высшего спортивного результата, либо имеющих в своей основе некую
"национальную идею".
Разнообразие стилей и школ:
3 октября 1990 года, во время 11-х Азиатских Игр в Пекине,
была официально зарегистрирована Международная Федерация Ушу. На торжественной
встрече присутствовали представители организаций ушу более чем из 30 стран и
регионов. Организации ушу из 38 стран и регионов были признаны официально
входящими в Международную Федерацию Ушу и 8 - входящими в Исполнительный
Комитет. Среди них: Китай, Малайзия, Англия, Китай, Сингапур, Италия, США и
Алжир. Создание Международной Федерации Ушу стало важной вехой для объединения
всех занимающихся ушу в Мире и планомерного, организованного развития ушу.
Направления спортивного ушу:
Современное ушу делится на спортивные выступления с так
называемым классическим оружием, спортивные выступления без оружия, демонстрацию
традиционных видов ушу (т. е. практически не измененных) без оружия и с оружием,
командное выполнение боевых движений, демонстрацию заранее подготовленного
поединка и реальный бой в полный контакт, используя защитное снаряжение. Саньшоу
делает только свои первые шаги. С выходом саньшоу на международную арену в
рамках Международной Федерации Ушу (IWF) повысился рейтинг проводимых
соревнований и чемпионатов по этому виду, сейчас более 70 стран - полноправные
участники международных турниров по саньшоу.
Брюс Ли:
На Западе увлечение "кунг-фу" началось во многом благодаря
фильмам Брюса Ли. Непревзойденное актерское мастерство в сочетании с неукротимой
волей к победе и собственной системой Джит-кун-до ("Путь опережающего кулака"),
в которой он излагал свое понимание принципов ушу, сделали его кумиром молодежи.
После II-ой Мировой войны начинается бурный процесс
распространения по всему миру восточных единоборств, о существовании которых
ранее никто и не подозревал: создаются секции и школы дзюдо, позднее - каратэ,
тхэквондо, айкидо, кендо, хапкидо, джиу-джитсу, вьетводао, тайского бокса и др.
Некоторые школы и направления имеют центры и филиалы во многих странах, в них
занимаются десятки и сотни тысяч спортсменов.
Одних сюда привлекает возможность физически развить себя,
проверить в спортивных поединках, других - отработать приемы для самозащиты,
третьи связывают занятия с изучением и постижением восточной философии, методов
чань-буддизма (дзэна), расширяющих представления о мире и о себе, практически
важных и необходимых в жизни. Этот бум в распространении боевых искусств самых
разных направлений и школ, многие из которых используют все доступные средства
современных ПИАРовских технологий СМИ для рекламы своих "достижений",
несомненно, имеет и оборотную сторону. Ведь не зря говорится: "Там, где толпа,
родники отравлены".
С ростом популярности и общедоступности боевые искусства
становятся спортом, в том числе и спортом больших достижений, переводятся на
коммерческую основу и начинают постепенно превращаться в подлинную индустрию
шоу-бизнеса, где "все платят, а кто-то заказывает музыку".
К сожалению, в наше время то, что преподносится под
вывеской "самых непобедимых школ единоборств", на поверку, порой, оказывается не
более чем слабым отзвуком, тенью настоящих боевых искусств. Как мы помним,
сначала дзюдо с введением градаций, поясов и правил трансформировалось в
общедоступный увлекательный спорт, та же участь позднее постигла каратэ и другие
единоборства. Чего стоят всемирно разрекламированные стили "боевого каратэ", из
арсенала которых вообще выкинуты наиболее важные удары.
Все эти "оспортивленные" виды восточных единоборств с их
нацеленностью на наилучший результат и массовыми гала-чемпионатами превратились
в настоящую индустрию масс-культуры и развлечений, а поскольку "воинская
традиция" всегда во главу угла ставила духовное начало, то эта часть нередко
заполняется "откровениями" различных миссионеров с Востока, гуру и местных
"посвященных", предлагающих эрзацы "духовных практик" самого разного толка в
сочетании с коллективными "медитациями" и рецептами "освобождения". И этот
чудовищный бред, в дополнение к которому каждой "серьезной школой"
устанавливаются свои ритуалы, кодексы поведения и регламентации, подразумевающие
безоговорочное подчинение воле наставников, за которыми не сразу можно
разглядеть интересы (и не только финансовые) определенных социальных кругов и
стран, вбивается в головы учеников. Для неокрепших молодых душ пройти подобное
испытание и выйти с честью из него с ненадломленной психикой - уже само по себе
немалое достижение. В этих условиях задача возрождения духа и подлинных
ценностей боевых искусств, какой бы традиции они ни принадлежали, видится как
обращение к их истоку, каковым, несомненно, является ушу. Не гимнастика и не
спорт высших достижений, а настоящее китайское боевое искусство народных
(главным образом, фамильных и клановых) школ. Именно здесь следует черпать
мастерство и постигать жизненность и философскую глубину Пути воина. И тем не
менее, всегда для боевых искусств состязательность являлась одной из составных
частей подготовки закаленных и техничных бойцов. Однако главным оставалась
нацеленность на реальный поединок, где из всех правил действовало одно -
победить врага, используя для этого все возможное и невозможное. В наше время
спортивные состязания по боевым искусствам приобрели огромную популярность. Ушу
не стало в этом плане исключением.
Одним из популярных ныне спортивных направлений ушу
является сравнительно недавно вышедший на международную арену вид единоборства
УШУ-САНЬДА. Несмотря на то, что здесь (по сравнению с другими видами
единоборств: каратэ, тхэквондо, кикбоксингом и др.) имеется более широкий и
приближающий УШУ-САНЬДА к реальному поединку арсенал технических приемов (серии
ударов руками и ногами, броски, подсечки, выталкивания), однако и он не содержит
даже малой толики богатейшего наследия техник традиционного ушу (многие опасные
и тем более смертельные приемы старых школ ушу Китая, естественно, не могут
применяться в спортивных поединках; к тому же бой ведется в боксерских перчатках
и защитной экипировке, имеется ряд дополнительных ограничений в правилах
судейства, да и сами эти правила подчас весьма далеки от совершенства). Поэтому
одним из направлений развития УШУ-САНЬДА является изучение и систематизация
опыта ведения поединка народных школ традиционного ушу. Разумеется, следует
широко использовать арсенал сильнейших мировых систем единоборств.
http://www.wushu.org/rus/1303.php