Современный цигун (буквально, "работа с ци") в древности
назывался по-разному: ту-на, дао-инь, син-ци, фу-ци, ши-ци, лянь-ци, цзинь-цзо,
цзо-тань или нэй-гун (внутренняя работа) - и является особой практикой
укрепления здоровья. Ею своеобразие заключается в комплексной тренировке
организма, воли, энергии ци и дает отличные результаты в укреплении здоровья и
профилактики заболеваний.
Цигун в Китае имеет более чем 2000-летнюю историю.
Рассуждения о цигун имеются в памятнике культуры "Путь ци" Юй Пэймина,
написанном где-то в 380 г. до н.э. В "Чжуан-цзы" и знаменитом "Дао да цзине" Лао
Цзы также есть комментарии к цигун. А в специальных медицинских трактатах более
подробно описывается практика цигун.
Направлений цигун множество, здесь мы рассмотрим пять
основных: медицинское, конфуцианское, буддийское, даосское и воинское.
Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления
здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.
Основная цель конфуцианского цигун заключается в
"реставрации тела и пробуждении энергии ци".
Цель даосской практики - "учесть и душу и тело", "влиять на
жизнь", а также восстановить "непорочность и недеяние".
Буддийское направление больше беспокоится о "закалке души и
ее освобождении".
Воинский цигун призван укреплять здоровье и повышать
уровень боевого мастерства.
Хотя современная гимнастика цигун и относится к
лечебно-оздоровительной практике, тем не менее она по-прежнему остается одной из
составных частей боевых искусств, с помощью которой укрепляется скелет,
увеличивается сила ударов. Более того, методика внутренних школ неразрывно
связана с использованием энергии ци, и поэтому все известные школы ушу издавна
уделяют самое пристальное внимание работе с ци.
Основное содержание гимнастики цигун заключается в
гармонизации тела с использованием различных положений и cтоек, гармонизации
души с использованием вхождения в транс или медитации и регулировке дыхания
(вдох-выдох). Для этого практикуют такие позы: сидеть ровно; сидеть поджав ноги
"по-турецки"; сидеть поджав одну ногу; лежать на спине; лежать на боку, стоять
ровно или ходить. Существуют следующие такие медитации: методика защиты мысли
(высочайшая концентрация мысли на определенных точках тела); методика слежения
за дыханием (мысль сосредоточена на дыхании); методика подсчета дыханий (один
вдох и выдох считать как одно дыхание); методика "слушать дыхание" (постараться
услышать, как входит и выходит ци во время вдоха и выдоха). Дыхание тоже имеет
несколько разновидностей: естественное; вызывающее вдох; попутное; встречное; с
задержкой; вдох через нос, выдох через рот; дыхание, контролирующее кровеносные
сосуды; скрытое дыхание; ярко выраженное дыхание.
Кратко рассмотрим важнейшее содержание методик цигун. В
практике ту-на (выбрасывать и удерживать) главным является тренировка дыхания; в
системе цзин-гун (работа с покое) основное - это обучение спокойствию; практика
дао-инь (руководить и растягивать) подразумевает "руководить и растягивать"
мысли; практика чжань-чжуан-гун (стояние столбом или стоячая свая) предполагает
длительные тренировки в позе "стояния столбом"; двигательные тренировки и
упражнения покоя объединены термином дун-гун (работа в движении). Для улучшения
циркуляции ци применяется самомассаж и другие практики. В воинском цигун за
основу взят чжань-чжуан-гун, т.е. стояние столбом. Его описание таково: ноги
расставить на ширину плеч, колени слегка согнуть, корпус держать прямо,
подбородок чуть приподнять, но не заваливать внутрь; поясницу и плечи
расслабить, руки вытянуть вперед и вверх, ладони направлены вверх. Дышать
свободно и непринужденно, вдох легкий и короткий, выдох напряженный и
продолжительный.
Как видим, методик цигун много, а их требования и специфика
различны. Тем не менее их объединяют общие требования:
1. Тренировать и сохранять покой, расслабленность и
естественность. Мысли и тело непременно должны быть спокойны расслаблены.
2. Воля и и энергия ци взаимно дополняют и проникают друг в
друга. Проводя через центр дань-тянь мысли и дыхание, добиваются того, что они
сливаются в едином потоке, дыхание становится мягким, тонким, ровным и
продолжительным; вдох с затяжкой; выдох еле заметен. Следует достичь такого
состояния, когда ци погружается в дань-тянь, воля и и энергия ци переливаются
друг в друга.
3. Чередование тренировок и отдыха. После 10-20 минутных
занятий остановиться и перейти к обычному дыханию,
4. Сочетание движения и покоя. После статической тренировки
цигун непременно следует подвигаться 1-2 минуты, например, заняться тайцзи
цюань.
5. Постепенность и последовательность. Заниматься следует
спокойно и естественно, а не гнаться за быстрым успехом.
6. Каждому свое. В соответствии с обстановкой каждый
выбирает себе подходящую методику.
7. Настойчивость и постоянство. Заниматься необходимо
настойчиво и регулярно, только тогда можно рассчитывать на успех.
8. Вести умеренный образ жизни. Практикуя цигун, необходимо
во всем соблюдать меру и удерживать себя от соблазнов.
http://www.china.kulichki.com/