Традиционное Ушу и Спортивное Ушу
Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни
казалось. Почти ушло в прошлое понимание Ушу как "Пути". Сегодня оно
представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий
общей терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и
понятие Ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному
Ушу: "...является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены
элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны.
Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с
разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками,
броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия".
Однако спорт, по определению, боевым искусством не
является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в
китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное
"официальное" Ушу и противопоставляют ему "народное".
Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством
жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать
лет. Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные
удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. Последующие пять лет посвящались
закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе
с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. Третья
пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение
тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков,
искусства точечных ударов, реанимации и т.д.
Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе
пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно.
Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно
соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут
вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.
Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве
тремя основами Ушу:
осмысленным движением и позами;
правильным дыханием;
особым состоянием ума.
Причем в ходе занятий 85% времени отводилось
психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который включал в
себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений,
подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и
освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных,
основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали
технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.
Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка
не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению
психофизического аппарата менее известны.
Одним из важнейших в системе такого обучения считался
раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы,
ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти
стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать
на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по
скалам и прыгать по деревьям.
По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды
кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего,
рубящего, дробящего, обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее
тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника
оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит
огонь. Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его
Ушу есть гунфу. "Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся
понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист,
как зеркало, его ответ быстр, как эхо" - так высоко в древности ценили это
умение.
В чем же конкретно заключались упражнения в работе со
стихиями?
Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические
упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или
подтягиваться на ветке. Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по
стволу, пробивать и раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы
упражнений с палками, копьями и т.п.
Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении
пользоваться его энергией. На первом этапе преобладают упражнения по привыканию
к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение
огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание
различных частей тела.
На втором этапе происходит развитие ударной техники:
гашение пламени свечи ударами рук, ног и т.п.
Земля. Работа по освоению этой стихии основана на
упражнениях по укреплению кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения,
подкаты на различных видах земного грунта. Для того чтобы ученик смог
чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или целиком. Сюда же
относятся проверочные упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников,
черепицы, каменных блоков.
Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным
свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость,
концентрация, рубка, резание, сверление. Кроме того, вырабатывалось умение
преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и
т.п.
Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее
состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать
воду как средство массажа и закаливания. Цель работы с этим элементом -
научиться действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко
выдерживать перепады температур. Сюда же относятся упражнения по разбиванию
плавающих в воде досок, ледяных глыб.
Для работы со стихиями существует особая техника, известная
под названием "упражнение цигун" (ци - энергия, гун - работа). По сути, это
различные способы тренировки психики и сознания (см. статью Цигун боевой).
В древнекитайских трактатах изложены основные правила
боевых единоборств Ушу. Написаны они образным, удивительно поэтичным языком, но
мы ограничимся лишь краткой характеристикой этого своеобразного свода техники
Ушу:
4 способа
Под этим подразумеваются следующие способы ведения боя -
удары руками и ногами; броски; захваты и освобождения от захватов.
12 принципов
Согласно им движения тела, рук и ног должны быть: мощными,
как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий
осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе
орел. Подниматься нужно, подобно обезьяне, а опускаться подобно сороке, стоять
на одной ноге уверенно, как петух, а на двух - устойчиво, как раскидистая сосна,
глубоко пустившая корни в землю и способная противостоять могучему урагану.
8 требований
Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты;
глаза - быстрыми, как молнии; поясница - гибкой, как змея; стойка - прочной,
стоять, словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно
быть глубоким; сила - целенаправленной; мастерство - совершенным.
6 соответствий
Движение может осуществляться видимым способом и внутренним
(в воображении). Основное требование к занимающимся: "все тело - это одна
семья". Другими словами, за движением верхней части тела обязательно должно
следовать движение его нижней части. Причем производятся они в следующем
порядке:
а) плечи - бедра;
б) локти - колени;
в) кисти - стопы.
Одновременно с внешним движением происходит внутреннее
движение в соответствии со следующей схемой связи:
а) сердце - мысль;
б) мысль - энергия;
в) энергия - сила.
А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге
шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению
мастера.
Три звена
В древних комплексах боевых искусств принято деление тела и
его составных частей на три части:
тело: руки - верхнее звено ("верхушка") отождествлено с
Небом; туловище является средним звеном ("Сердцевина"); ноги - нижнее звено
("корень") соответствует Земле;
руки - кисть, локоть, плечо;
туловище - голова, сердце, область даньтянь (расположена
чуть ниже пупка);
ноги - стопа, колено, бедро.
Все звенья связаны между собой. В движении это выражается
следующим образом. "Верхушка" увлекает за собой "сердцевину", за ними следует
"корень". Другими словами, сначала мысль, затем энергия и лишь потом ноги, то
есть само действие.
http://jiu-jitsu.pp.ru/Wushu.php