Эмейское направление Ушу
Третье направление в народном Ушу - эмейское. Оно получило
свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много
как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось
направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на
уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.
Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4
малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы Ушу.
К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь,
Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из
которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах Ушу.
Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по
прозвищу "Волшебная нога". Основатель одного из трех знаменитых стилей "Красного
кулака" взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс
обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они
в 1875 году открыли школу "Красного кулака". После смерти учителя Ма Хэйцзы
несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в "Красный
кулак" технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику
уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе
Чэнду школу Ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение
преподавать Ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в
память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к
созданию этого стиля никакого отношения.
Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции
Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля
была в следовании "естественности для нахождения равновесия и баланса". Для
этого использовались десять способов подхода к противнику и техника "8 захватов
и болевых замков".
Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала
особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания
суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и
нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали
специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В
нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями,
сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.
Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей.
Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на
болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий
принцип используется в Айкидо. Для ухода от бросков была разработана система
освобождений, аналогичная тао "72 шаолиньских захвата и освобождения".
Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно
нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку
- требовал совершенного психофизического аппарата.
Две другие большие и четыре малые эмейские школы либо не
сохранились, или трансформировались в другие стили.
http://jiu-jitsu.pp.ru/Wushu.php