Шаолиньское направлением в Ушу
Другим крупным направлением в Ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай),
включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло
предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.
В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из
Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В
их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко
известной на Востоке секты Дхьяна.
Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского
раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование
соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские
искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия,
учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины
буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йога-чара, а затем основал свою
собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил
отправиться в эту страну.
Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников
буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30
тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную
религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства
Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора
Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и
удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в
провинции Хэнань.
Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном
одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно
проповедовать Чань ("чань" по-китайски то же самое, что "дхьяна" на санскрите -
"медитация"). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла
укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма
начал проповедовать Чань с преподавания Ушу, упорной физической тренировки тела
как "вместилища духа".
От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные
чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие, в конце концов, 72 воинских
искусства. В древнем трактате говорится:
"В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусств.
Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются
методы владения оружием. Остальные посвящены владению Ци, упражнениям на
твердость и мягкость, приемам захватов..." Шаолиньские упражнения, развивая
кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими
человек мог наносить удары любой частью тела.
Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое
место занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века.
Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией
победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы
полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.
Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел
основной школой шаолиньского Ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал
комбинации видов обороны - "72 шаолиньских приема захватов и освобождений".
Позднее они вошли в арсенал почти всех школ Ушу, но под разными названиями. Вот
лишь некоторые из них: "Секреты шаолиньских захватов", "Искусство боевых
замков", "72 тайных захвата", "Искусство разрыва связок и сухожилий", "Коварная
или дьявольская рука".
Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на
законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера Ушу
открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108
могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число
входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой
можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру
Ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока,
удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и
трансформировалось в боевом единоборстве Айки-дзюцу.
Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов
на основе стилей "Тигра", "Дракона", "Леопарда", "Змеи", "Журавля".
Стиль "Тигра" как наиболее жесткий и силовой использует в
основном энергию разрывания. В стиле "Дракона" сила не играет главной роли, в
нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение
одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека
безукоризненного вестибулярного аппарата. Стиль "Леопарда" основан на умении,
накапливать упругую силу, и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке
особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция
делает его наиболее опасным. Стилю "Змеи" присущи низкие перетекающие движения,
смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного
расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг
противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое
место. Стиль "Журавля" характеризуется особой выносливостью, равновесием,
великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в
различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.
Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных
стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том,
который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали
особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою
энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки
мечом или саблей...
На базе шаолиньского Ушу оформились и развились самые
различные стили. Например, школа "Обезьяны" синтезировала движения мартышек,
макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук,
специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров
этого направления одними из искуснейших в Ушу. Сложной акробатикой наполнены
стили "Пьяницы", "Катающегося по земле", "Мицзун". Основаны они на быстрой смене
движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к
другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а
также на резкой смене психофизических состояний.
В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать
со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и
местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи
участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была
объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство
монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города
Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта Ушу.
Пять больших южных школ Ушу названы именами основавших их
мастеров-монахов из Шаолиня.
http://jiu-jitsu.pp.ru/Wushu.php